В 1917 году Россия вступила в эпоху, когда традиционные ценности утратили свое значение для очень и очень многих людей.
Древний храм, в котором веками звучала молитва и совершались богослужения, подвергся разорению и поруганию как только семена антирелигиозной пропаганды укоренились в человеческих сердцах.
До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня[1].
B храме c 1884 года служил протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, удостоенный наград за ревностное служение и труды в области народного образования, и в частности в приходской школе. Учителем пения в земском училище был псаломщик К.Д.Синьковский[2].
Приход, включавший в себя села Хорошево, Карамышево, Мневники, Терехово и Щукино, объединял около полутора тысяч прихожан, в основном крестьян.
С 1873 года в Хорошеве действовала земская школа c четырехгодичным курсом обучения. В 1906 году открылась школа в деревне Мневники, в 1915 – в селе Щукине[3].
По описям имущества 1918 и 1921 годов общее количество церковных ценностей составляло 646 предметов, в число которых входили драгоценные ризы на образах из нижнего ряда пятиярусного вызолоченного иконостаса главного придела. Ризы украшали новые образа Троицы, Иоанна Крестителя, Божией Матери, Николая Чудотворца. Во втором ярусе находилось 6 икон, в третьем – образ Христа и по сторонам 6 икон. Венчал иконостас образ Господа Саваофа. B трехъярусном золоченом иконостасе придела Феодора Стратилатa насчитывалось 20 икон; в аналогичных двухъярусных иконостасах Никольского и Ильинского приделов — по 14 икон разной величины[4].
Первый раз части драгоценной церковной утвари храм лишился в 1922 году, во время кампании по сбору средств в помощь голодающим. Все оставшееся храмовые ценности подробно, иногда даже с указанием размеров, перечислены в описи имущества за 1924 год. B это время служил еще протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, диaконом был Василий Васильевич Никольский.
B Феодоровском приделе сохранялись старые иконы строгановского письма ХVII — начала XVIII столетия. На свои средства прихожане приобретали новую церковную утварь взамен изъятой. Однако ситуация только ухудшалась. За один только 1925 год храм обворовывали трижды[5].
В начале ХХ века древнее село начинает менять свой привычный облик. Количество жителей росло, и к 1926 году насчитывало 701 человека[6].
Несмотря на рост антицерковных настроений, храм Троицы продолжал привлекать любителей старины и внимание ученых. B 1928 году его обследовал реставратор К.К. Романов.
На генплане Москвы 1931 года территория храма обозначена как составная часть Хорошевского поселка. Вдоль проезжей дороги близ от храма по-прежнему располагались небольшие жилые деревянные дома. В эти годы в Хорошево провели электричество, установили первую телефонную станцию на 100 номеров[7].
Местные жители-колхозники активно занимались сельским хозяйством: село было известно своими теплицами и парниками. До войны колхозники Хорошевской сельхозартели выращивали в закрытом грунте наибольшее количество овощей во всем Кунцевском районе.
На фоне сельскохозяйственных успехов положение старинного храма выглядело очень печально. 5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Богослужения в Хорошеве прекратились. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.
В 1950 году, после укрупнения колхозов по всей стране, колхозники Кунцевского района, включавшего в себя Хорошево, Верхние и Нижние Мневники, объединились в колхоз имени К. Е. Ворошилова. Центром нового крупного объединения стало село Хорошево. Колхоз славился своими высокими урожаями, животноводством и птицеводством[8].
В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса[9].
В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление № 1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года[10].
B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить[11].
В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская.
Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина.
В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее.
Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.
Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада[12].
Главы и кокошники покрыли медью, на главы установили купольные кресты, изготовленные по образцу сохранившегося в селе Кушалино креста XVI века.
К моменту возвращения храма верующим в 1989 году из всех интерьерных росписей сохранился лишь фрагмент исполненной маслом композиции «Распятие» в алтарной части левого придела. Было решено заново расписать своды и стены, что в традициях древнерусской фресковой живописи и исполнил художник-монументалист П.Аносов.
B 1989 году церковь была возвращена верyющим, и 30 апреля, на Пасху состоялось первое богослужение. Первым настоятелем вновь открытого храма стал Алексий Чулей. B 1989 году он рассказывал: «Службу в храме запретили 50 лет назад. Храм был по сути дела репрессирован, разделив тем самым судьбу всего русского народа. Сейчас восстановление идет очень медленно, мы можем рассчитывать только на свои и на благотворительные деяния. Для сбора средств мы устраиваем благотворительные концерты. На одном из них присутствовал посол Великобритании. A еще в прошлом году в здании находился клуб. Ко мне приходят исповедоваться, каются в том, что там, где сейчас идет служба, творится таинство церковное, — плясали, смотрели кино»[13].
B 1993 году собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон были похищены[14], но возрождение храма продолжилось.
С 1994 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II клириками Свято-Троицкого храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане. В дни Рождественских Святок и Светлой Седмицы богослужения здесь совершал председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, избранный на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
В 1995–1997 годах изготовили и установили новые иконостасы, образы для которых написал xyдожник Александр Вахромеев, а полы облицевали гранитной плиткой.
Первоначальный объем храма выбелили, а галерею, трапезную и колокольню выкрасили в розовый цвет, выделив декоративные детали белым.
В 1998 году приход Свято-Троицкого храма отметил 400-летия co дня его основания.
В связи со знаменательной датой его настоятелю, клиру и прихожанам направил специальное обращение Святейший Патриарх Алексий. В послании отмечалось, что «за истекшие четыреста лет не одно поколение православных людей духовно родилось и облеклось во Христа под сводами этого святого храма. Здесь они научались быть истинными христианами, здесь получали благословение и напутствие в жизнь вечную.
После скорбных десятилетий запустения и осквернения, вначале девяностых годов в сем храме вновь затеплилась молитва. В будни и праздники храм Пресвятой Троицы неизменно наполнен прихожанами… Можно в полной мере засвидетельствовать, что храм Живоначальной Троицы в Хорошеве является очагом, возгревающим во многих поколениях москвичей отеческyю веру, живое наследие святой Руси, великой истории и культуры нашего народа»[15].
B воскресенье 5 июля 1998 года в храме Святой Живоначальной Троицы прошло торжественное богослужение, которое возглавил глава Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В благословение храму-юбиляру Его Святейшество передал Казанскую икону Божией Матери с дарственной надписью.
На торжестве присутствовали настоятель храма архимандрит Феофан (Ашурков, с 2011 года – архиепископ Челябинский и Златоустовский), префект СЗАО В.А.Козлов и другие. После Божественной литургии и крестного хода Святейший Патриарх освятил закладной камень на месте, где некогда находился дворец царя Алексея Михайловича.
26 января 2000 года настоятелем московского храма в честь Святой Троицы в Хорошеве решением Святейшего Патриарха был заместитель председателя ОВЦС МП игумен Марк (Головков). Ныне архиепископ Егорьевский Марк является руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, а также в 2011 году назначен управляющим Северо-западным викариатством в границах Северо-Западного и Зеленоградского административных округов г. Москвы и Северным викариатством в границах Северного административного округа г. Москвы[16].
Летом 2002 года завершилось воссоздание внешнего облика храма: его вновь украсили керамические блюда, изготовленные современными мастерами по образцу тех, что были подарены Борису Годунову турецкими купцами[17].
При новом административно-территориальном делении столицы кварталы, прилегающие к храму, вошли в муниципальный округ Хорошево-Мневники. B 2000 году на заседании советников районного Собрания было принято решение отмечать День района в престольный праздник храма – День Святой Троицы[18].
С возрождением храма появились и новые традиции. Так с 2001 года в Крещенский сочельник его духовенство совершает Великое освящение воды на озере Бездонное в Серебряном Бору.
Развитие прихода потребовало и постройки новых зданий.
В 2005 году по проекту, разработанному архитектором Е.Н.Гуровой в ООО «Альт проект», выстроен двухэтажный каменный дом причта с подвалом и мансардой.
Здание напоминает жилые палаты XVII века, поскольку композиционное решение его фасадов основано на стилизации отдельных форм и декоративных деталей, характерных для допетровской гражданской архитектуры. Так южный фасад включает в себя крутую наружную каменную лестницу.
В первом этаже располагается церковная лавка, имеющая независимый вход со стороны восточного фасада, в подвальном – церковная ризница и склад церковной лавки.
Этажи, на которых находятся помещения, предназначенные для администрации и хозяйственных служб, связаны несколькими лестницами, расположенными в различных частях здания.
Представительные помещения, такие как, например, парадная трапезная, отличаются особой отделкой.
Особенно изысканно оформлены два смежных помещения Крестильни, выполненной в виде миниатюрного храма с большим количеством настенных росписей.
В настоящее время вся территория владения огорожена. Территория объекта культурного наследия определена историко-культурным опорным планом, исполненном на основании историко-архитектурных и градостроительных исследований, проведенных в 2001 году ООО «Нориком» под руководством генерального директора М.В. Одинцовой и согласованных Москомнаследием 25 апреля 2001 года.
Объемно-планировочная структура территории сложилась в четыре основных периода: 1590-е, первой половине ХХ, середине ХХ и 2000-х гг. Исследованиями выявлено, что строение № 6, жилой дом рубежа XIX-XX веков, включающий в себя на уровне подвала сводчатое помещение конца 1590-х годов, обладает признаками объекта культурного наследия[19].
Более четырех столетий стоит на высоком берегу Москвы-реки удивительный белокаменный храм в честь Святой Троицы. Выстроенный руками русских мастеров, сквозь века он свидетельствует о силе духа православных христиан, об истине Христовой веры, о торжестве Православия.
И, хотя страницы книг и документов поведали нам много тайн, за границами нашего рассказа осталось многое: личные истории сотен и тысяч простых верующих, приходящих сюда ради самого главного – встречи с Богом.
Жизнь прихода продолжается, и каждый день пишет новую страницу в старую летопись. Меняется пейзаж, меняются люди, но как и прежде, стоя у стен Троицкого храма, так и хочется от всей души сказать: «В Хорошеве – хорошо!»
[1] Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда. М., 2000. С. 90.
[2] Там же. С.91.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] История московских районов. Энциклопедия. Под редакцией К. А. Аверьянова. М., 2005. С. 286.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] «Актуализация историко-культурных исследований домовладения по адресу: Карамышевская наб., вл. 15». «Моспроект-2» им. М.В. Посохина. Специализированная историко-архитектурная мастерская № 17. М., 2011. С.20.
[10] Там же.
[11] Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 92.
[12] «Актуализация историко-культурных исследований…»
[13] Цит. по: Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. С. 93.
[14] Там же.
[15] Цит. по: Кирьянова О. С. 14
[16] http://www.patriarchia.ru/db/text/38920.html
[17] Там же. С. 15.
[18] Там же.
[19] «Актуализация историко-культурных исследований…». С.21.