Эта поговорка, цитируемая Владимиром Далем в его знаменитом словаре[1], лучше пространных описаний отражает положение дворцового села Хорошева во времена царя Алексея Михайловича Романова.
Алексей Михайлович (19 марта 1629 — 8 февраля 1676), второй царь юной династии Романовых, держал активный политический курс. Он осуществил реформу армии, провел монетную и, самое главное, церковную реформу, ставшую одной из причин религиозного раскола в русском обществе.
При нем составлено и издано Соборное уложение 1649 года – первый печатный памятник русского права, систематизировавший и обобщивший отечественное законодательство. Основаны новые центральные государственные учреждения. При Алексее Михайловиче в 1654 году Россия объединилась с Украиной, продолжилась освоение Сибири. Правление царя омрачалось народными волнениями, в частности Соляным бунтом в Москве в 1648 году, Медным бунтом 1662 года, Соловецким возмущением, бунтом Разина, русско-польской войной 1654—1667 годов.
Сам Алексей Михайлович отличался глубокой, искренней и возвышенной религиозностью, любил богослужения и паломничества по святым местам и, кроме того, был замечательным, талантливым охотником.
Русский историк Сергей Михайлович Соловьев в своей знаменитой «Истории России с древнейших времен» пишет, что «Алексей Михайлович любил часто ездить в загородные села, где иногда оставался довольно долго. Села эти были: Коломенское, Голенищево, Покровское, Хорошево, Воробьево, Семеновское, Измайлово, Никольское, Всевидное, Остров, Соколово, Алексеевское, Дьяково. Государь ехал ночевать, следовательно, шествие открывал постельный возок, при котором ехали постельничий и стряпчий с ключом, с ними 300 жильцов, по три в ряд, в цветном платье, на лошадях во всякой ратной сбруе. За жильцами 300 конных стрельцов по 5 в ряд; за стрельцами 500 рейтар, за ними 12 стрелков с долгими пищалями. За стрелками Конюшенного приказа дьяк, потом государевы седла, жеребцы, аргамаки, кони и иноходцы, 40 лошадей под седлами, наряд на них большой, цепи гремячие и поводные, кутазы и наузы, седла покрыты покровцами цветными и ковриками золотными. Перед государем у кареты боярин, подле кареты по правую сторону окольничий. Сам царь в английской карете шестернею, возники (лошади) с немецкими перьями, на возницах кафтаны бархатные и шапки бархатные с соболем и перьями. С царем в карете четверо бояр. Царевич ехал в избушке шестернею, с ним сидели дядька его и окольничий; за ним бояре, окольничие, стольники и ближние люди, около избушки — стрельцы. За царевичем ехала царица в каптане (зимнем возке) в 12 лошадей, с нею мамы и боярыни; за царицею царевны большие и меньшие, также в каптанах, окруженных стрельцами; за царевнами боярыни верховые, казначеи, карлицы, постельницы, всего каптан 50. Главною целию загородных поездок была любимая потеха царя Алексея Михайловича — охота, ходил на поля тешиться с птицами, любил ходить и на медведя»[2].
Точкой пересечения религиозных и охотничьих устремлений царя и стало село Хорошево, вокруг которого расстилались заповедные царские угодья, а рядом проходила дорога на Звенигород, в любимый монархом Саввино-Сторожевский монастырь.
Известно, что Алексей Михайлович особо чтил преподобного Савву Сторожевского, и причиной тому стала как раз охотничья история с медведем.
Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Местное почитание звенигородского чудотворца началось сразу после его кончины. В 1547 году на Соборе Русской Церкви, созванном Митрополитом Московским Макарием для канонизации русских святых, в лике святых был прославлен и преподобный Савва.
В декабре 1651 года царь отправился на охоту в окрестности обители. Увлеченный азартом погони, он оторвался от свиты и оказался один на один с разъяренным медведем. Поднявшись на задние лапы, зверь готовился наброситься на охотника, но неизвестно откуда появившийся старец его отогнал[3]. Узнав своего спасителя на иконе в монастыре, царь был поражен.
Вскоре, 17 января 1652 года Алексей Михайлович вместе с Патриархом Иосифом, митрополитом Никоном, царицей, боярами и духовенством вновь прибыл в обитель преподобного Саввы. Здесь 19 января мощи святого открыли и положили в новую дубовую гробницу[4]. С тех пор 19 января/1 февраля празднуется как день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского.
Алексей Михайлович щедро облагодетельствовал и перестроил обитель, которая первой на Руси получила статус Лавры.
Преподобный Савва неоднократно являлся Алексею Михайловичу. Так в 1654 году он возвестил царю о грядущих победах над поляками и литовцами[5].
По дороге в Саввино-Сторожевский монастырь или на обратном пути монарх часто останавливался во дворце в Хорошеве и молился в Свято-Троицком храме. Приезжал он сюда и в другие дни.
Любопытно одно из упоминаний Хорошева в собрании писем Алексея Михайловича, адресованных его двоюродному брату, стольнику Афанасию Ивановичу Матюшкину, заведовавшему царской охотой. Так в письме, датированном 9 апреля 1646 года, царь просит его «тотчас купить две стопки оловены таковы что в Хорошове»[6]. Это означает, что в царском дворце в Хорошеве находилась любимая Алексеем Михайловичем утварь, а сам он часто останавливался в этой резиденции.
Сохранились следующие документально подтвержденные упоминания о посещении Алексеем Михайловичем богослужений в Хорошево:
декабря в 6 день слушал великий Государь всеношного и обедни, в селе Хорошове ж, в том же приделе [9]».
Оттуда он снова вернулся в Хорошево, поскольку позже вписано, что 22 мая монарх отправился из Хорошева в Павловское. 29 мая он снова провел в Хорошове, откуда 30 числа пошел в Воробьево [14].
При этом стоит упомянуть, что составитель считал Выходные книги с сентября 1654 по август 1659 утраченными[16].
После смерти Алексея Михайловича его сын Феодор Алексеевич некоторое время продолжал традицию и посещал Хорошево по пути в Звенигород.
Так в 7185 (1676) года «декабря в 5 день, во вторник, изволил Великий Государь (Феодор Алексеевич) итти в Саввин монастырь . Стан был в селе Xорошове. Декабря в 6 день, на празник святого Николая чюдотворца изволил Великий Государь слушать всеношного бдения и божественныя литургии в церкви святого Николая чюдотворца, что в селе Хорошове. Декабря в 7 день изволил Великий Государь идти, из села Хорошова, в село Павловское».[17]
Прослеживается следующая закономерность. 3 декабря, на память преподобного Саввы, Алексей Михайлович часто бывал в Саввино-Сторожевском монастыре. Возвращаясь в Москву, в день святителя Николая Чудотворца он молился за всенощным бдением в Никольском приделе в Хорошеве, а литургию уже слушал в Москве.
Ферези, бесконечно упоминаемые в описаниях одежды царя, – верхнее платье. В малых выходах государя заменяли кафтан и надевались поверх зипуна. Их шили из тафты, атласа, камки и других материалов, на меху.
Часто посещая Хорошево, государь щедро одаривал Свято-Троицкий храм.
B 1651 году диакон Троицкой церкви Григорий получил две пелены – четырехугольные полотнища, служившие покровом[18].
B 1654 году в приделе Феодора Стратилата меняли обветшавшие покрывала на престоле и жертвеннике. Тогда же приказано было выделить к освящению придела ладан[19]. По указу царя Алексея Михайловича казначею и дьяку было указано сделать и дать в село Хорошево «в церковь Феодора Стратилата, что в пределе y Живоначальныя Троицы на престол индитю спереди камчатую по сторонам на жертвенник индитю бархатную и срачицы и лимоны, и верви против того ж, да за покраску царских дверей крашениной»[20].
K 1666 году в приделе Николая Чудотворца обветшали иконы. В конце 1666 – начале 1667 годов иконописцы Оружейной палаты Иван Алексеев, Иван Логинов Лопаков и Козьма Галичанин реставрировали здесь царские двери с столпцами, местные иконы с киотами, «деисусы, праздники и пророки»: «Образ Троицын да образ Алексея Человека Божия да иной образ»[21].
Все эти иконописцы считались опытными мастерами, работавшими в Кремлевских соборах и церквах, царских палатах.
Когда в начале 1667 года в Оружейной палате у известного иконописца Симона Ушакова спрашивали мнение о сроках их работы, он ответил: «Той-де трем человеком иконописцам на шез-десять дней будет для того, что старая иконная починка, и нового пуще письма»[22].
Характерно признание авторитетнейшего мастера, что «починка» старой иконописи, если ее делать тщательно, сложнее работы по написанию образа вновь[23].
B 1670 году ярославский иконописец Иван Филатьев (Филатов, Феофилактов, он же Ярославцев) исправлял иконы в Свято-Троицком храме. Это были «18 образов — деисусов с праздники и с пророки и с праотцы, 5 образов местных — образ Пречистые Богородицы, образ великомученика Феодора Стратилата, образ преподобных отец Михаила Малеина да Сергия Радонежскаго чудотворца, да образ пророка Ильи, да образ святые мученицы Парасковии, нарицаемые Пятницы, да образ Пречистые Богородицы запрестольные, три образа деисусов — образ Спасов, да образ Пречистые Богородицы, да образ Иванна Предтечи»[24].
«B 1674 году в расходной книге церковного строения Оружейной палаты церковь Троицы называется соборной; по указу царя в нее поступило большое количество богато украшенных тканей: камки, кармазина, атласа и других. Из утвари – пелены, занавески к Царским дверям, одежды на престолы, жертвенники и аналои, покровцы на воздухи и на сосуды. Особое внимание уделялось пеленам к местным образам. Это были четырехугольные платы или полотница с вышитыми на них золотом крестами, служившие для украшения икон и одновременно защищавшие их от копоти. Края пелены были сделаны из камки желтой «амстрадамской», то есть из шелковой цветной ткани с разводами желтого цвета, изготовленной в Амстердаме, а середина пелены была сшита из цветного атласа»[25].
«Среди местных образов в основном храме перечислены следующие: Живоначальной Троицы, Алексия, человека Божия, пророка Илии, Саввы Чудотворца, Пречистой Богородицы и мученицы Параскевы . В приделе Чудотворца Николая указаны местные иконы Спаса, святителя Николая, Знамeния Пречистой Богородицы»[26].
В описи вновь устроенной утвари впервые упоминается «теплая трапеза у Николая Чудотворца». Каменная пристройка соединяла оба придела с северной, южной и западной части основного объема[27].
В приделе Феодора Стратилата были украшены пеленами иконы Феодора Стратилата, Сергия Чудотворца и Михаила Малеина, а также Живоначальной Троицы[28]. В конце рукописи упомянуто, что «приказал то все сделать стольник князь Иван Борисович Троекуров, и делано в селе Хорошеве и то все церковное строение принял тое церкви поп Григорей и расписахся»[29].
Таким образом, в нижних местных рядах основного престола находилось шесть икон, а в боковых приделах – по три[30].
Авторы книги «Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда» на основании анализа этого документа высказали предположение, что «если ткани в свое дворцовое село приказал прислать царь, то само изготовление пелен по размерам и «кружево золотное» вышивалось из «казенного золота» на месте в 1670 — 1674 годах. Видимо, здесь была своя небольшая мастерская c женщинами-золотошвейками. Характерно, что они приступили к работе сразу после поновления икон Иваном Филатовым»[31].
Реставратор Б.Л. Альтшуллер, руководивший исследованиями Свято-Троицкого храма в 1963—1964 годах обнаружил следы примыкания упоминавшейся выше «теплой трапезной» и «остатки древних форм, послужившие основой для реконструкции южного фасада на XVII столетие. Фасад имел характерные для второй половины века окна с треугольными фронтонами, ширинками на лопатках, арочные конструкции, поддерживавшие одинаковый уровень пола относительно земли. По сути это была сводчатая паперть, по бокам которой располагались теплые трапезные. Со всех сторон паперти были сделаны новые крыльца. С запада над входом возвышалась небольшая звонница. Для улучшения освещения в главном храме расширили окна и подняли полы, что повлекло за собой переделку порталов»[32].
После смерти царя Алексея Михайловича, Хорошево постепенно утрачивает статус любимой царской резиденции. В 1676 году церковь обложили налогом, и в этой связи в документах о селе перечислены дворы священника, причта, конюхов, бобылей, приказчика и 40 дворов крестьянских.
Россию ждут новые времена, крыло ветра перемен коснется и этого тихого подмосковного села.
[1] Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. М., 2001. С. 364. А также: Новый сборник русских пословиц и притчей, служащих дополнением к собранию русских народных пословиц и притчей, изданных в 1848 году, И.Снегиревым. М., 1857.
[2] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том XIII. История России в эпоху преобразования. Т. 1. (Книга VII. 1676-1703). М., 1870. С. 64.
[6] Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения сокольничья пути, с пояснительною к нему заметкою С.Т. Аксакова, с портретом царя и снимками его почерка. М., 1856. С. 16.
[7] Выходы государей царей и русских князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 год). М., 1844. С. 234.
Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В.. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда. М., 2000. С. 68 РГАДА, ф. 396, оп. 1, д. 3132, л. 1 об.
/div