01.07.2009
1 июля 2009 года после чтения акафиста пред иконой святого великомученика и целителя Пантелеимона в Сестричестве проходил семинар на тему: «Миссионерская работа сестёр милосердия в больнице». Семинар провёл духовник Сестричества епископ Егорьевский Марк.
Беседуя с сестрами, Владыка, в частности, сказал: «Прежде совершения чуда исцеления человека, Господь у него спрашивал — имеешь ли веру? Это — пример того, как сестре милосердия необходимо разговаривать с больными, желая подготовить их к Таинствам Церкви. Миссионерство — это путь сестры милосердия, которая словом и делом благовествует о спасении души. Главная цель миссионерской работы — побуждать человека к вере. Задача — доступным, простым языком объяснить, что такое Таинства.
Парочкина Юлия спросила: «Часто люди не хотят исповедоваться, потому что стесняются или боятся открыться перед священником. Как объяснить роль и значение священника при совершении Таинств?»
Владыка: «Сестра милосердия обязана быть профессиональной в общении с людьми и не допускать некорректных суждений о православной вере. В частности, иногда можно услышать неправильные суждения о роли священника при совершении Таинств Церкви. Иерей Божий не творит Таинство. Таинство совершается Господом. Не священник прощает грехи, а Бог принимает исповедь прощает грехи. А священник лишь — свидетель покаяния. Крест и Евангелие — символы присутствия Христа. Советы священника — это средство врачевания грехов, которое дано иерею по благодати Божией».
Шилова Рузанна: » Если человек никогда не исповедовал своих грехов и собирается это сделать впервые, мне надо готовить его к генеральной исповеди. Но он еще не знает ничего о том, что такое грех, и во многом оправдывает себя».
Владыка: «Не считаю правильным выражение «генеральная исповедь». У святых отцов нет такого понятия. Что это — архив памяти, в который надо сходить за списком грехов? В чём смысл покаяния? В том, чтобы рассказать священнику о своих неблаговидных поступках? И да, и, в то же время, нет. Смысл покаяния в изменении, преображении ума и сознания человека. Исповедь устремлена не в прошлое, а в будущее. То же самое можно сказать о разделении на смертные и повседневные грехи. Это западный, католический подход. Где сказано, что пьянство или наркомания — смертные грехи? Однако не они ли часто являются причинами смерти и души и тела? Что касается участия в таинствах, есть две стороны. С одной стороны, если человек тянется к Богу, он не должен уходить неисцеленным. С другой стороны, вы непосредственно вместе со священником несете ответственность за то, в уготованное ли сердце приходит Господь. Важно, чтобы святыня не была поругана недостойным человеком.
Необходимо приобретать опыт общения с людьми, не бояться задавать им вопросы, учиться рассказывать об основах православного вероисповедания».
Федотова Елена: «Когда приходится говорить об обрядовой стороне Таинств, я, случается, смущаюсь, будто видимый аспект Таинств уменьшает их невидимое и таинственное значение. Иногда я говорю, что есть Таинство, а есть обряд».
Владыка: «Не корректно говорить отдельно о Таинстве и об обряде. Это две стороны одного и того же процесса. Господь действует таинственным образом, а действо соединено с некоторым обрядом — оболочкой. Бог мог бы и так творить Таинства, без символов. Но человек состоит не только из души, но также из тела, и поэтому нуждается в видимом подтверждении совершившегося Таинства. Священник накрывает голову кающегося епитрахилью — это видимый знак того, что совершается Господом невидимо и таинственно».
Штефура Светлана: » Как определить, готов ли человек причащаться или — нет?»
Владыка: » Невозможно дать один рецепт на все случаи. Нужно говорить с человеком и смотреть, насколько он искренен в своем желании. От больного трудно порой ждать привычной для церковных людей подготовки. Важно, чтобы сердце человека горело и хотело встречи со Христом».
Сергунина Светлана: «Какой должна быть методика разговора с больными, готовящимися к Таинствам? Я иногда призываю людей причащаться. Но если человек отказывается, я не настаиваю.»
Владыка: «Разговаривать с людьми надо многоступенчато. Cначала поговорить с человеком. Потом сказать, что есть возможность получить помощь от Бога и спросить, хочет ли этого больной. Если тот ответит утвердительно, разговор можно продолжать. Если человек скажет нет — закончить.
Затем рассказать о Церкви и о таинствах. И также сопровождать это вопросами, чтобы человек сам проявлял желание. Вместе с тем, важно, чтобы человек в простых словах получил информацию о Церкви и о Таинствах. Если больной хочет услышать об Истине, говорите с ним подробно. Если есть заинтересованность, потребность в слушании о Христе Иисусе, то это — основание для серьёзного разговора с человеком. А если больной не хочет, или ему не интересно слушать, то не стоит пытаться достучаться, нельзя настаивать на необходимости Таинств, недопустимо насилие в проповеди Слова Божия».