18.03.2009
18 марта 2009 года после акафиста святому великомученику и целителю Пантелеимону сёстры милосердия собрались для беседы со священником Вячеславом Бачиным, временно служащим в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве.
Протоиерей Вячеслав свой разговор с сёстрами начал с пожелания сёстрам милосердия помощи Божией в их служении больным. Батюшка обратил внимание на особую важность этого служения в наше время, когда катехизация и воцерковление современных людей становятся актуальными как никогда. Ещё 30 лет назад Церковь держалась, в основном, верой и молитвой бабушек, которые успели получить воспитание в семьях традиционного православного уклада. Ныне же самыми неверующими в Церкви являются тоже бабушки, но уже другие, те, которые воспитывались в советское безбожное время. И теперь их вынуждены наставлять в основах веры внуки и внучки, посещающие Воскресную школу.
Отец Вячеслав обратил внимание сестёр на роль Промысла Божия в деле спасения человека, на то, что Господь Одному Ему ведомыми путями управляет каждого из нас ко спасению. Первым из примеров стал рассказ о том, как в 20-е годы прошлого столетия одного священника позвали в отдалённое село к тяжелобольному человеку. На дворе стояла непогода. Батюшка собрался и пошел, принял исповедь и причастил умирающего. На обратном пути, когда уже стемнело, он оступился и упал в глубокую яму. Выбраться не удалось, всю ночь ему пришлось просидеть под дождем, в воде. А на утро, когда его полуживого обнаружили и привезли домой, близкие священника радовались не только спасению его от несчастного случая, но и тому, что ночью приезжал «чёрный воронок» НКВД и уехал ни с чем. Другим примером стала притча. У одного пожилого и мудрого праведника был замечательный конь. Правитель города завидовал и просил продать ему этого коня за большие деньги. Но праведник отказывался продавать, говоря о том, что любовь и друга не продают. Однажды ночью старик не нашел своего коня в стойле. Пришли друзья и сказали: «Вот, ты зря не продал коня — был бы богат и в чести у правителя». На что праведник ответил: «Подождите, мы не знаем Промысла Божия». Вскоре конь вернулся и привёл с собой целый табун таких же драгоценных лошадей. Друзья пришли и сказали: «Как хорошо, что ты не продал коня! Ныне ты богаче во сто крат». Праведник спокойно ответил: «Подождите, мы не знаем Промысла Божия. Ещё не известно, что это — благословение или несчастье. Бог знает. Мы не должны делать выводов прежде времени. Просто скажите: конь вернулся вместе с другими двенадцатью кобылицами. Вот и всё». Через неделю единственный сын старика стал объезжать лошадей, выпал из седла и получил множество травм. Пришли друзья и сказали: «Какое горе! Из-за этих лошадей твой сын стал инвалидом». Праведник ответил: «Подождите, мы не знаем Промысла Божия». А через несколько дней в той стране началась война, и всех молодых мужчин, способных держать в руках оружие, призвали в армию. Пришли друзья праведника и сказали: «Как хорошо, что твоего сына из-за увечья не забирают на войну, как наших сыновей, он останется жив». Ответ праведника был всё тот же: «Поймите, мы не знаем Промысла Божия. Когда же, наконец, вы поймете суть жизни, однажды сотворенной Богом Творцом? Она сложна, и мы не знаем путей Его, потому что мы не полагали вместе с Ним основание вселенной и песок не полагали пределом морю».
Священник попросил сестёр следовать воле Божией, потому что в этом спасительное благо для каждого из нас: «Чудо спасения происходит тогда только, когда воля человеческая совпадает с волей Божией. Надо радоваться драгоценной возможности жить: творить добрые дела, молиться, стараться исполнять заповеди Господни и не смущаться трудностями жизненного пути, достойно проходя их с Божией помощью.
Ещё в девятнадцатом столетии святитель Игнатий (Брянчанинов) обращал внимание современников на то, что людей живущих высокой духовной жизнью не много, что люди, считающие себя верующими и благочестивыми, в действительности, как правило, преисполнены скрытой гордости. Человек, который взирает на свои грехи, сокрушается о содеянном, старается не замечать грехов ближнего и никого не осуждать, ему необходим Спаситель, и он всеми силами ищет Его».
Размышляя об отличие человека, живущего заботами века сего, от христианина, отец Вячеслав сделал вывод о том, что человек, идущий широкой дорогой мирских забот, стремится не отставать от других, быть в курсе всего вокруг происходящего, каждым днём расширять круг своих интересов и поглощается миром, который, по слову Спасителя, лежит во зле. Христианин же, наоборот, отсекает всё лишнее — то, что мешает ему на его пути к Богу. Он идёт по жизненному пути, обращая силы своей души — ум, сердце и волю — к Источнику жизни вечной, к своему Божественному Творцу.
В беседе была также затронута тема Страшного Суда. Иерей Вячеслав сказал: «Господь не спросит нас о том, сколько мы молились или постились, как много святых мест мы посетили. Он спросит о том, как мы послужили ближнему, о наших добрых делах — плодах молитвы и поста. Ведь, в действительности, пост и молитва — это средства к укреплению веры, а праведная и добродетельная жизнь – это и есть её плоды.
Святой митрополит Московский Филарет (Дроздов), отвечая на вопрос о том, как относиться к врагам, говорил: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества». Мы должны любить своих врагов, и за их зло по отношению к нам воздавать добром. Ничем зло не погасить, как только силой добра. Мы призваны молиться за врагов наших, чтобы Господь привел их к покаянию. Терпение и смирение — главные христианские добродетели. Многие спрашивали святых отцов: «Каким образом можно избежать падения?». И получали ответ: «Не давай воли гневу, будь смиренномудренным, и Господь спасет тебя».
Святые отцы говорят, что первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего. Тем важнее её значение для людей после грехопадения. Продолжается Великий пост – наша духовная десятина в течение года. Великий пост называют также «весной постной», временем, когда верующие люди, уподобляясь благоразумным земледельцам, очищают свою сердечную почву покаянием, с любовью засеивают её семенами Слова Божия. И нива сердечная, по вере искренних тружеников, благословением Божиим плодоносит добродетелями в течение всего лета благости Господней».
По окончании встречи ее участники поздравили Главную сестру Сестричества Евгению Трошину с днём рождения, преподнесли ей в подарок икону святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Фёдоровны и букет белых роз, с пожеланием многих и благих лет жизни, после чего всем присутствующим было предложено угощение — сладкий чай и фрукты.