08.10.2008
8 октября 2008 года в Сестричестве проходил семинар, на котором епископ Марк (Головков) и священник Виталий Беспалко отвечали на вопросы сестёр милосердия о том, как надлежит правильно готовить больных к Соборованию и в чём состоит сущность Таинства Елеосвящения.
Иерей Виталий:
Таинство Елеосвящения или Соборования является Богоучреждённым. В Евангелии от Марка мы читаем о том, что апостолы, посланные Господом Иисусом Христом на проповедь, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк.6,12-13). В послании апостола Иакова говорится о том, как следует совершать это Таинство: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). Значит, Церковь приняла священнодействие от самого Спасителя, Который заповедал: «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте» (Мф.10,8). По этой заповеди действием Духа Святого и совершается Таинство святого елея.
Татьяна:
Что можно считать благодатным результатом Соборования, не считая, конечно, надежду больного на выздоровление?
Иерей Виталий:
Больному во время Таинства Господь прощает грехи, духовно его укрепляет и благодатью Божией даже безнадёжно больной человек может получить по своей вере исцеление от болезни.
Ольга:
Если Таинство называется Елеосвящением, почему мы чаще называем его Соборованием?
Иерей Виталий:
Последование Елеосвящения совершают семь пресвитеров, собравшихся ради Таинства, иными словами – собор священников. И, хотя, Таинство может совершать и один священник, тем не менее – это тоже Соборование, так как каждый священнослужитель являет собою всю полноту Церкви.
Елена:
А кто такие пресвитеры?
Епископ Марк:
Пресвитер в переводе с греческого это старец, старейшина. Сложилась традиция называть называть пресвитером священника. На востоке всегда особо почитали старых людей, у них учились мудрости, слушали их советы. Священник также должен быть опытным, мудрым. Только у священника эта мудрость не всегда имеет своим основанием возраст и житейский опыт. Ведь есть и молодые пресвитеры. Эту мудрость дает Господь через благодать Таинства священства. Во времена апостолов пресвитером могли назвать и епископа, чтобы указать на его высокие духовные и личностные качества.
Иерей Виталий:
Таинство Елеосвящения начинается с молебного пения, во время которого читаются покаянные тропари, 142-й и 50-й псалмы, канон с ирмосами и малая ектения. Следующая мирная ектения предшествует молитве на освящение елея, после чего следуют тропари Господу, Божией Матери и святым. Затем 7 раз читаются прокимен, Апостол и Евангелие, сугубая ектения, молитва одного из священников, помазуется болящий при чтении молитвы «Отче Святый…». В конце – священник возлагает Евангелие на голову болящего при чтении молитвы «Царю Святый…», произносится сугубая ектения, за ней – стихиры, отпуст. Таинство Соборование самое продолжительное по времени.
Епископ Марк:
Нередко люди настаивают, чтобы участников таинства помазывали обязательно семь раз. Я имею в виду те случаи, когда таинство совершается великим постом не только для тяжко болящих. Интересно, что сказал об этом святитель Филарет (Дроздов). Он считал, что в таких случаях достаточно помазать один раз, особенно если людей много, и таинство будет совершено. С другой стороны, могут быть такие случаи, когда больной сильно ослаблен, и у него не находится достаточных сил, чтобы пребывать в сознании до конца Соборования, совершаемого над ним в полном объёме. Тогда чинопоследование можно разумным образом сократить.
Евгения:
Не могли бы вы напомнить основное содержание Евангелия, читаемого 7 раз во время Таинства соборования?
Иерей Виталий:
Перед первым помазанием читается послание апостола Иакова (5,10-16) и Евангелие от Луки (Лк.10,25-37). В притче о милосердном самарянине мы находим для себя пример подлинной любви к ближнему. Самарянин сжалился над человеком, израненным разбойниками, возлил на его раны вино и елей, проявил искреннюю о нём заботу. Господь призывает нас: «Иди, и ты твори такожде».
Перед вторым помазанием читается послание к римлянам (15,1-7), в котором говорится о необходимости принимать на себя немощи слабых и больных, не себе угождать, а ближнему. Евангелие от Луки (19,1-10) вспоминает Закхея-мытаря, всеми ненавидимого грешника, но дом которого посетил милосердный Господь, и Закхей покаялся.
Перед третьим помазанием мы слышим слова апостола Павла, обращённые к коринфянам (1Кор.12,27-13) о многоразличном служении Богу, о необходимости молиться Господу о дарах Духа Святого, но, прежде всего, о даре любви. Евангелие посвящено призванию двенадцати учеников и о их назначении – благовествовать о Христе и исцелять болящих.
Перед четвёртым помазанием апостол Павел повелевает нам очиститься от всякой скверны плоти и духа, чтобы быть достойными орудиями в руках Божиих (2Кор.6,15-18). Евангелие повествует об исцелённой Господом тёще Петра, которая, исцелившись, встала и принялась служить Богу.
Перед пятым помазанием читается второе послание к коринфянам (2 Кор.1,8-11), которое учит нас во всём уповать и надеяться на Господа: «…да не надеющееся будем на себя, но на Бога, возставляющего метвыя». В Евангелии мы читаем притчу о мудрых и неразумных девах, о необходимости неустанно «бодрствовать и молиться».
Перед шестым помазанием апостол Павел в послании галатам (Гал.5,22-26; 6, 1-2) говорит нам о нашей обязанности исполнить Закон Христов, поступая по Духу, а не по плоти, «носить бремена друг друга». Евангелие от Матфея (Мф.15,21-28) напоминает нам о женщине хананейской, которая просила Господа исцелить от беснования её дочь. И по её горячей молитве и неотступной вере Господь исцелил болящую.
Перед седьмым помазанием читается послание апостола Павла фессалоникийцам (1Фес.5,14-23), в котором нам преподаётся урок христианского подвижничества и добрых дел, потому что такова воля Божия о нас: «Бог мира да освятит вас во всей полноте; и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Далее читается Евангелие (Мф.9,9-13): «Пойдите, научитесь, что значит «милости хочу, а не жертвы», ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Марина:
Существует такое мнение, что во время Соборования прощаются все грехи, о которых мы не помним или не знаем за собой. Это так?
Епископ Марк:
Это – искажённое представление о Соборовании. Надо объяснять и рассеивать мнение о Елеосвящении как о чём-то особенно чудодейственном, о том, что и приносит здравие телу, и заменяет исповедь. Людям нравится не утруждаться работой над своей собственной душой. Ведь когда мы приходим на исповедь, мы показываем свое больное нутро. И от этого становится стыдно. А так не нужно внутренних потрясений. Пришли на Соборование, помазались и самооправдались. Удобная вера.
Если человек не помнит о каких-то своих грехах, но молится о том, чтобы Господь простил их ему, то Бог, конечно прощает. Но, если человек помнит и знает о своих грехах и не исповедует, считая, что на Соборовании получает полное отпущение, то и прощения ожидать не следует.
Соборование – это Таинство, которое совершается прежде всего над больными, особенно в случае смертельной опасности. Здоровый человек, способный сам придти в храм, исповедаться и причаститься, получает вполне достаточные для него благодатные силы для укрепления и тела и души.
Елена:
Как часто можно прибегать к Соборованию?
Иерей Виталий:
Если человек тяжело заболел, пособоровался, выздоровел, но через некоторое время снова занемог, снова можно его пособоровать. Но если нет тяжёлого заболевания, грозящего жизни больного – не обязательно совершать над ним Таинство Елеосвящения.
Наталия:
Для Таинства соборования характерно помазывание больного 7 раз. Что это символизирует?
Иерей Виталий:
Для Соборования берётся елей из лампад, горящих пред иконами К елею добавляется вино. Уже у древних христиан был обычай помазывать недужного семь раз, потому что пресвитеры посещали больного для молитвы о нём семь дней подряд. Число семь – число полноты Церкви.
Светлана:
В разных храмах во время Соборования помазывают по — разному. Как — правильно?
Иерей Виталий:
Помазываются: лоб, ланиты (щёки), ноздри, уста, грудь, руки. Если вы утираетесь после помазания салфеткой, её надлежит после сжечь, но лучше освящённым елем мазать больные места. Елеем, который остаётся после Соборования, можно помазывать других людей, не участвовавших в Таинстве.
Алла:
А если человека пособоровали, но он умер, можно вылить елей в гроб усопшего?
Епископ Марк:
Делать этого не следует. В гроб выливается масло из лампады от иконы, пред которой молятся об умершем.
Татиана:
Как готовить больного и как самим готовиться к Соборованию?
Иерей Виталий:
Главное – иметь чувство покаяния.
Алла:
Если в больнице больные просят, чтобы их помазали маслицем, можно нам самим их помазывать, без священника?
Епископ Марк:
Можно иметь при себе освящённое масло и помазывать больных с молитвой об их выздоровлении. Это может быть не масло от соборования, а от каких-то святынь, масло из лампады перед иконой.
Маргарита:
Можно ли мыться после Соборования?
Епископ Марк:
В течение дня лучше воздержаться, а на следующий день – можно.
Марина:
Больные часто просят порекомендовать им что-нибудь для чтения. Стоит ли это делать? И какие книги можно порекомендовать о вере, о Церкви, о таинствах?
Епископ Марк:
Очень трудно рекомендовать что-то абстрактно. Кому-то одна книга может понравиться, а кому-то показаться скучной и не интересной. Если Вы сами прочитали книгу и почерпнули из неё для себя пользу – можете советовать её прочитать и другим, ссылаясь на свой опыт. Если же говорить в общем, лучше рекомендовать книги, которые изданы по благословению Святейшего Патриарха или архиереев Православной Церкви.
Маргарита:
После Соборования все собираются к амвону, склоняют головы и одного из соборующихся накрывают Евангелием и читается сугубое прошение Богу о прошении грехов, помиловании и об исцелении от недугов. Что делать остальным, чьи головы Евангелием не накрывали?
Епископ Марк:
Не стоит смущаться. Следует подойти к Евангелию, которое всегда после Соборования находится на аналое в центре храма и поцеловать его.