24 сентября 2008 года, семинар

24 сентября 2008 года после чтения акафиста святому великомученику и целителю Пантелеимону сотрудники Сестричества собрались на семинар, основной темой которого стал разговор о Таинстве Святого Причащения. Работу семинара начал иерей Виталий Беспалко, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве. Чуть позже занятия были продолжены в присутствии Преосвященного Марка, духовника Сестричества.

 

Иерей Виталий Беспалко:
«Вы спрашиваете, как часто надо причащаться самим и призывать священника, ради причащения, к больному, за которым осуществляете уход? Какого-то определённого ответа на этот вопрос нет. Но существует опыт жизни в Церкви, который говорит о том, что даже святые люди приобщались Святых Христовых Таин по мере своих возможностей и потребности души. В апостольские времена христиане причащались каждую неделю, а святая преподобная Мария Египетская причастилась за всю свою жизнь только два раза. Святой праведный Иоанн Кронштадский причащался за каждой литургией, а служил он ежедневно. Вы знаете о том, что Таинство Святого Причащения установлено Самим Господом пред Его крестными страданиями и смертью. С первых времён и до настоящего времени Евхаристия непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Христовой по заповеди Господней: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22,19). Причащаясь, мы становимся сопричастны Христу. Больной человек, прежде чем приступит к причастию, должен иметь представление о Таинстве не как о лекарстве от болезни, а как о величайшей Святыне. Он должен верить в Причащение не как в некий магический ритуал, избавляющий от страдания телесного, а веровать в Господа нашего Иисуса Христа, спасающего нас, грешных, для жизни вечной».
Епископ Марк:
«Можно встретить людей, которые считают Причастие Святых Христовых Тайн не обязательным. Они могут задать вопрос: «А зачем причащаться, если мы и так находимся в общении с Богом, творя молитву?» Что тут скажешь! Общение с Богом в молитве мы имеем, это так. Но общение общению рознь. Можно привести для иллюстрации такое сравнение: сейчас люди часто общаются друг с другом посредством современных технологий – телефона, интернета … Но, когда люди любят друг друга, они, тем не менее, стремятся к непосредственному общению, они хотят видеть глаза друг друга, быть рядом.
  В начале Евхаристического канона священник произносит такие слова: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами. Если переводить слово причастие на русский языка, то оно означает общение. Причащаясь, мы имеем самое тесное общение со Христом. Когда мы причащаемся, Христос становится частью нашего тела. Это смысл нашего славянского слова.
Можно привести другую аналогию, другой пример. Мы – лампочки, а Бог – источник энергии, к Которому мы подключаемся, чтобы светить, или как батарейки – напитываемся энергией. Впрочем, пользуясь простым языком примеров, аналогий, мы должны помнить, что всякий пример лишь отчасти передает смысл того, что мы пытаемся разъяснить с его помощью.
  Бывает так, что человек прилагает усилия, проповедует, убеждает, но все остается без результата. Почему? Человек приходит к Богу Духом Святым. Поэтому никого нельзя заставлять или принуждать причащаться. Не надо заниматься агитацией. Надо понимать то, что Таинство – это сокровище, и нельзя метать бисер пред свиньями и бросать святыню псам. Надо быть очень осторожными, бояться и самим недостойно причащаться, и других беречь от вреда. Существует строгий порядок во всём, что касается Таинства. В Апостольские времена христиане собирались после ужина, преломляли хлеб и пускали Чашу по кругу. Но потом многие стали терять благоговение, причащались недостойно, заболевали. И потому Церковью установлены правила подготовки к Таинству, которые нужно соблюдать.
  Иногда бывает так, что человек, даже называясь христианином, может иметь самые разные искажённые представления о вере, может посещать храм и не верить, например, в Воскресение Христово. Строго говоря, такого христианина к Причастию допускать нельзя, до тех пор, пока он не исправится.
  Проще всего с теми людьми, которые, находясь на одре болезни, имеют опыт настоящей церковной жизни. Таких не нужно бояться причащать. Если же есть сомнения, то лучше доверить вопрос о причащении священнику, его пастырскому опыту и ответственности.»