22 марта и 19 апреля 2008 года

22 марта и 19 апреля 2008 года в Сестричестве прошли семинары на темы: «Особенности совершения Таинств исповеди и причастия в больнице и на дому. Помощь сестры милосердия священнику при совершении Таинств над больными» и «Христианское отношение к болезни». Семинары провёл Духовник Сестричества епископ Егорьевский Марк (Головков). Также в проведении семинаров участвовал преподаватель хирургии на курсах патронажных сестёр милосердия при Сестричестве, заместитель заведующего отделением эндокринологии ЦКБ №1 ОАО «РЖД» Евгений Юрьевич Гусев.

 

Оставалось немного времени до начала семинарских занятий, в аудитории приходского дома храма Живоначальной Троицы в Хорошеве собрались сёстры милосердия, работающие в Сестричестве, а также учащиеся курсов патронажных сестёр милосердия при Сестричестве. После общей молитвы Владыка Марк обратился к присутствующим с предложением поделиться своими впечатлениями о том, с какими проблемами сталкивается сестра милосердия при подготовке больных к церковным Таинствам. Сёстры стали делиться наболевшим, задавать вопросы, завязался интересный диалог.
Сестра Е.: « Моя патронажная больная – человек крещённый, но желания причащаться у неё нет. Говорит, что пока умирать не собирается, зачем торопиться с причастием, успеет, когда выздоровеет. И откуда у неё это убеждение в том, что причащают только умирающих! И не разубедишь, и слушать не хочет » …
Епископ Марк: «К сожалению, иногда приходится встречаться с ошибочным убеждением людей в том, что причащаться Святых Христовых Таин пока здоров и жизни ничего не угрожает – не обязательно. Вот, перед смертью – дело другое. Так думают многие. Но кто знает, когда настанет для человека смертный час? И как можно откладывать на «потом» самое главное в жизни – заботу о душе? Такое же отношение можно встретить и по отношению к исповеди. Однажды, когда я посетил больницу, подошла женщина с просьбой благословить ее перед операцией. После того, как я ее благословил, я предложил ей исповедоваться. Высказав несколько аргументов в пользу исповеди, я увидел боязливый взгляд. Моя собеседница испугалась исповедоваться. Очевидно, она находилась во власти таких предрассудков.»
Сестра А.: « Моя больная, то и дело просит её причастить. Для неё причащение – это ещё одно средство от болезни, потому что разуверилась она во врачах и лекарствах и теперь надеется только на чудо» …
Епископ Марк: «Здесь другая крайность. Необходимо объяснять больным, что причащение величайшая святыня. Если причащаться недостойно, без труда покаяния, без надлежащей молитвенной подготовки, то можно душе своей нанести большой вред, и вместо исцеления усугубить болезнь. Причащение это не очередная таблетка. Здесь обязательно должна быть вера и благоговение.»
Сестра О.: «И у меня проблема: я в настоящее время выхаживаю тяжелобольную женщину; так вот, она крещена в Православии, но никогда не причащалась. Она брезгует причащаться со всеми остальными из одной Чаши и одной лжицей, боится заразиться чем-нибудь».
Епископ Марк: «Диакон потребляет Святые Дары за каждой Божественной Литургией после того, как причастится каждый, находящийся в храме причастник. И, Слава Богу, мы видим, что не случается с диаконом того, чего опасается маловерный, брезгливый или мнительный человек. Все заболевания наши от наших внутренних недугов или отсутствия веры. От одного диакона я услышал следующую история. Каждый год он регулярно заболевал зимой во время эпидемии гриппа. И вот он принял сан, стал участвовать в богослужениях, в том числе потребляя Святые Дары. И что же было с его болезнями? К его большому удивлению, болезнь впервые за много лет миновала его. »
И посыпались один за другим вопросы:
— Что делать, если родственники просят причастить больного, а он не хочет? Или наоборот?
Епископ Марк: «Если больной в сознании, то без его желания причащать не стоит. А родственникам надо объяснять важность и необходимость причащения больных. Главное — это сохранение мира и любви в семье».
-При психических заболеваниях причащают больных?
Епископ Марк: « В каждом конкретном случае священник решает сам. Бывают же времена ясного сознания у больного, тогда и причащать можно».
— У больного почти постоянное позывы к рвоте, но он просит о причастии. Приглашать к нему священника?
Евгений Юрьевич Гусев: «Пока сохраняется опасность извержения Святых Таин, человека лучше не причащать. Но священника пригласить необходимо, если больной искренно желает исповедоваться».
— Можно ли причащать больного, если ему нельзя вина?
Епископ Марк: «Да, запасными Дарами, приливая к ним простую воду вместо вина».
— Допустимо ли причащение инфекционных больных вместе с остальными в храме?
Евгений Юрьевич Гусев: «Инфекционным больным в храм ходить не рекомендуется, это дело совести больного, который должен, прежде всего, руководствоваться любовью к ближнему. Что мешает больному пригласить священника домой, чтобы не подвергать риску находящихся в храме людей?»
— Если больной не может обходиться без лекарства, может ли он причащаться, до прихода священника приняв таблетки и запив их водой?
Евгений Юрьевич: « Если это необходимо, то принимать таблетки до причастия можно, запивая их водой. От настоек и микстур лучше воздержаться. Также и в отношении заболеваний желудочно-кишечного тракта: если назначено почасовое кормление, допустимо вкушение небольшого количества пищи. В любом случае, больному необходимо посоветоваться со священником и получить благословение».
— Разрешается ли причащение перед операцией?
Епископ Марк: «Незадолго до семинара я просмотрел учебник для сестёр милосердия и пастырей, несущих служение в больницах, изданный в Санкт – Петербурге в 2000 году под редакцией кандидата медицинских наук священника Сергея Филимонова. Меня насторожила категоричность отца Сергия по некоторым формулировкам, например: «Причащение больных в больничной церкви за Литургией несравненно выше причащения в палате запасными Св. Дарами. Сестра милосердия должна пояснить больным цель и смысл причастия Св. Таин, преимущество Евхаристии в храме» (стр. 196- 197). Кто может взять на себя такую ответственность, чтобы определять преимущество Святых Таин, преподанных в том или ином храме, в больничной палате или молитвенной комнате? По меньшей мере это вызывает недоумение. И здесь же, по интересующему нас вопросу: «Причащать нельзя с утра перед плановой операцией». Каково Ваше мнение, Евгений Юрьевич?»
Евгений Юрьевич Гусев: « Если клиническим проявлением болезни является рвота, то причащать больного не следует. Во всех остальных случаях можно причащаться за два часа до операции, если только операции не предшествует промывание желудка. Если у больного глубокая вера и горячее желание причаститься, то никто не может запретить больному пригласить священника. Но здесь необходимо и предостеречь сестёр милосердия от того, чтобы они не уговаривали больных обязательно причащаться, если больные сами того не просят. Чтобы не было момента подражания, чтобы человек не причащался только потому, что все соседи по палате причащаются, чтобы не утрачивалось чувство благоговения пред Святыней. Ведь верующий человек перед госпитализацией обязательно пойдёт в храм и причастится, потому что осознаёт эту необходимость».
— Возможно ли причащение больного в состоянии полной утраты сознания и контакта, едва реагирующего только на громкий крик или тормошение?
Епископ Марк: «Если больной желал причаститься до того, как впал в бессознательное состояние, то можно его пособоровать. Крестить, исповедовать, причащать нельзя при сопоре, а при коме и соборовать нельзя».
  Затем, епископ Марк, подводя итог мартовского семинара, перечислил ряд основных требований к сестре милосердия, которая помогает священнику в подготовке больного к Таинствам в больнице или на дому:
— вести внимательную внутреннюю работу над своей собственной душой, прибегая за помощью к Таинствам Церкви,
— не навязывать своих убеждений, не проявлять по отношению к больным категоричности, нетерпения,
— проповедовать больше не словами, а добрыми делами веры,
— совершенствовать профессиональные качества сестры милосердия,
— относиться к работе в Сестричестве как к служению милосердия и любви к людям.

  Семинар в апреле был посвящён разговору о христианском отношении к болезни. Вначале епископ Марк предоставил слово Е. Ю. Гусеву. Евгений Юрьевич как практикующий хирург-эндокринолог имеет богатый опыт общения с больными. Его христианская жизнь в Церкви и профессиональные наблюдения сделали для него очевидными причины заболеваний. Эти причины – нераскаянные грехи, повреждения душевные, влекущие за собой телесные недуги. Для большей наглядности Евгений Юрьевич нарисовал схему развития греха в человеческой душе и объяснил сёстрам то, что по учению святых отцов в явлении греха участвуют ум, чувство и воля. Грех зарождается в уме, а потом воля толкает его к цели, достижение которой венчается чувством облегчения и наслаждения. Грех многоступенчат:
1. Прилог.
Слово или образ запечатлеваются в уме и оседают в сердце (идеи, представления, мечтания, ощущения). Если не оставить их без внимания, то грех движется дальше.
2. Сочетание и сосложение.
Здесь согласие души с представившимся помыслом соединяется с услаждением. Это – мысленный грех.
3. Пленение.
Сердце насильственно и невольно увлекается мысленным предметом, уделяя ему продолжительное время. Душа уже во власти желаний.
4. Борьба.
Наступает равенство между «да» и «нет». Душа или побеждает в себе грех и освобождается от него, или побеждается грехом и становится его пленницей.
5. Решение.
Если душа решилась на грех, она начинает выбирать средства для достижения желаемого. Греховные намерения уже приравниваются к самому греху.
6. Дело.
Грех закончил свой путь, поражена плоть. Теперь, чтобы очистилось тело, а вместе с ним и душа, предстоит рано или поздно понести душевные и телесные страдания.
  Евгений Юрьевич обратил внимание сестёр на то, как это важно – говорить о причине заболеваний и тем самым вызывать в душе больного спасительное покаянное чувство. Ведь раскаяние, покаянная молитва вместе со Святым Причастием часто творят чудеса: выздоравливают безнадёжные больные, а если Бог призывает, то отходят ко Господу с верой и надеждой, с миром в сердце.
  Епископ Марк продолжил тему болезней. Он сказал несколько слов о грехе как причине болезней. Вместе с тем, сказал он, иногда в отношении болезней мы не можем сказать почему, за какой грех Господь наказывает человека. Иногда в отношении болезней более уместен вопрос не почему, а зачем? Для чего Бог попускает человеку болезни? Примером могут являться жизни праведников. Например, преподобный Амвросий Оптинский, постоянно болел. Это происходило не по причине его греховности. Господь таким образом через болезни тела усовершал душу праведника.
 Подводя итог семинара епископ Марк сказал:
«С кротостью и смиренной любовью, с благоговением перед человеком как Образом Божиим будем нести, сёстры, свой Крест служения больным».