Все возникающие у вас вопросы, касающиеся церковных Таинств, смысла и значения молитв и священнодействий, Вы также можете задать священнику.
Брак первоначально установлен Самим Богом еще в раю, когда Вседержитель сотворил жену в помощь мужу и благословил умножение рода человеческого. По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении». Семья — это домашняя Церковь, первая школа любви. В Таинстве Брака благодать Святого Духа невидимо объединяет два отдельных человеческих существа в единое целое.
Церковь благословляет брак православных христиан, достигших совершеннолетнего возраста, не находящихся друг с другом в родстве до четвертого колена или в духовном родстве (то есть венчаться не могут крестные родители с крестными детьми). Как правило, венчание также не совершается над теми, кто не зарегистрировал свой брак в государственных органах.
Тем, кто собирается вступить в супружество и желает получить церковное благословение брака, важно заранее поговорить со священником, который ответит на необходимые вопросы и поможет духовно подготовиться к этому важному событию.
Не нужно смущаться, слушая нецерковных людей, которые делятся своим «опытом» относительно всяческих суеверий, касающихся Венчания: никакие «приметы» или совпадения не будут иметь ни малейшего влияния на дальнейшую семейную жизнь. Зато большое значение имеет совместная молитва во время Таинства, от которой подобные мелочи отвлекают.
Для венчания стоит заранее подготовить обручальные кольца, иконы Спасителя и Божией Матери, венчальные свечи, а также рушник, на который по традиции встают во время Таинства жених и невеста.
Чинопоследование брака состоит из двух частей: обручения и венчания. В древности обручение совершалось отдельно. Церковное благословение брака тогда совершалось во время Божественной литургии. В настоящее время венчание следует сразу после обручения, которое совершается в притворе храма.
Жених становится по правую, а невеста — по левую сторону. Трижды благословив каждого из них, священник дает вступающим в брак возженные свечи как знак светлой радости, целомудренной чистоты и пламенной любви друг ко другу.
Взяв кольца, которые перед этим были освящены в алтаре на престоле, священник сначала осеняет одним из них жениха и надевает ему на палец правой руки со словами: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Другое кольцо, троекратно перекрестив им невесту, надевает ей на палец, говоря: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Вступающие в брак трижды меняются кольцами в знак неразрывного, вечного союза между ними.
Жених и невеста с возжженными свечами проходят на середину храма и становятся пред аналоем, на котором лежат Святое Евангелие и крест Христов. Они вместе встают на белое полотно, символизирующее нераздельное жительство в супружестве, чистоту их мыслей и чувств по отношению друг к другу.
Священник спрашивает жениха и невесту, имеют ли они благое непринужденное желание и крепкое намерение стать супругами и не давали ли они обещания кому-либо иному. Только после свидетельства о добровольности вступления в брак и нерушимости их намерений начинается венчание.
В начале его читаются три молитвы о даровании вступающим в супружество мира, долгоденствия, целомудрия и взаимной любви, о долголетии и многочадиии. Возносится ко Господу и особое прошение о родителях.
Взяв в руки венцы, священник поочередно осеняет ими крестообразно жениха и невесту и дает сочетающимся браком поцеловать них. Затем венцы возлагаются на главы брачующихся со словами: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» и «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Венцы над головами жениха и невесты могут держать их свидетели, однако это не обязательно. Возложение венцов символизирует чистоту и целомудрие жениха и невесты, а также является знаком родительской власти над будущим потомством.
Священник трижды благословляет вступающих в брак, произнося: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)».
Далее звучит отрывок из послания апостола Павла, в котором он говорит о высоте и значении христианского брака, об обязанностях мужа и жены.
В Евангельском чтении повествуется о том, как Иисус Христос посетил брак в Кане Галилейской и совершил чудо, претворив там воду в вино, благословив тем это событие.
Все собравшиеся на торжество вместе поют молитву Господню, которую Спаситель дал Своим ученикам: «Отче наш…»
В знак того, что муж и жена должны делить друг с другом и радости, и скорби, и безоблачное счастье, и тяжелые испытания, новобрачные трижды поочередно пьют из общей чаши, которую преподает им священник.
Затем священник соединяет правые руки вступающих в брак в знак единения супругов во Христе и покрывает их концом епитрахили, что символизирует вручение мужу жены от Самой Церкви. Держа в руках крест, он троекратно — во славу Святой Троицы — обводит брачующихся вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие.
При этом поются три тропаря: В первом из них, воспевая Рождество Христово, Церковь напоминает Божественном благословении чадорождения.
Второй тропарь, в котором мы обращаемся с просьбой о молитве к святым мученикам, к святым мученикам, является напоминанием о том, что брак есть школа самоотречения. Он налагает на людей настолько высокие обязанности по отношению к ним самим и их детям, что их венцы в некотором смысле можно приравнять к венцам мучеников.
В третьем тропаре воссылается благодарение за совершение брака: «Слава Тебе Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троице Единосущная».
Затем священник снимает венцы с новобрачных, обращаясь к каждому из них с особыми словами приветствия. В древности вступившие в брак носили венцы, сделанные из зеленых веток, в течение семи дней. В настоящее время молитва на разрешение венцов читается прежде отпуста венчания.
После того, согласно обычаю, священник подводит новобрачных к царским вратам, где они целуют иконы Спасителя и Божией Матери, а затем прикладываются к кресту. Священник дает иконы образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. Эти иконы новобрачные унесут домой. В завершение молодым поется многолетие.
Следует обратить внимание, что венчание не совершается накануне среды и пятницы; воскресных дней, двунадесятых и ряда других великих церковных праздников; в дни Рождественского поста и святки (с 28 ноября по 19 января); от Недели мясопустной в течение Великого поста и Пасхальной седмицы до Фомина воскресенья (от года к году даты меняются); в Петров пост (дата начала меняется, завершается пост 12 июля, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла); в Успенский пост (с 14 по 28 августа); накануне и в самые дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).
Если человек овдовел или при «законном разлучении» — то есть разводе по причине, например, сумасшествия другого супруга или его измены — допустимо вступление в брак во второй и третий раз. Последование о второбрачных менее торжественно: например, вступающие в повторный брак не держат в руках свеч.
В любом случае прежде венчания необходимо побеседовать со священником.
Венчание совершается не только над молодыми людьми, только готовящимся к созданию семью, но и над супругами, которые уже значительное время прожили в гражданском (то есть нецерковном) браке, заключенном согласно государственным законам. В Таинстве их союз получает благословение Божие, а Церковь возносит молитвы об укреплении и сохранении этой христианской семьи.