Обращаясь к нашим истокам

Дела милосердия на Руси появились вместе с христианством. Но не сразу Новозаветные заповеди стали повсеместны и исполняемы. Ещё долгие годы после принятия православной веры наряду с христианским братолюбием проявлялись, так или иначе, языческие верования, месть и жестокость. Это подвигло русских архипастырей обратить свои взоры на творения отцов Церкви, с тем, чтобы соотнести их учение о милосердии с современными им представлениями.
  Учение, например, митрополита Кирилла II (1273 – 1283), Симеона, епископа Тверского (1271 – 1284), явило себя грозным, сильным, энергичным словом против стремления к обогащению, влекущего за собой притеснения и насилия. Архипастыри стали при своих архиерейских домах, при храмах и при монастырях учреждать странноприимные или богоугодные заведения. Об этом свидетельствует устав святого равноапостольного князя Владимира, в котором говорится о больницах, о лекарях, о странноприимных домах, о богадельнях, о слепых, о хромых, о вдовицах и о калеках, питающихся от Церкви.

  Тогда же стал появляться ещё один способ милостыни – поручный, то есть подаяние бедному в руки куска хлеба, мелкой монеты или одежды. Важно то, что о помощи на Руси с самого начала просили ради Христа: «Подайте милостыню Христа ради». Самыми щедрыми подаяниями были пожертвования князей. О редком из них не говорится как о кормильце убогих, как о милосердном и не жалеющим, ради милостыни, имения своего. Известно, например, о святом равноапостольном князе Владимире: он велел развозить на телегах питание для бедных с возгласом: «Где больной и нищий, не могущий ходить?» Особенно трогательно завещание Владимира Мономаха своим детям: «Молю вас, не забывайте трёх дел (покаяния, слёз, милостыни), всего же более, убогих не забывайте, но сколько можете, по силе, кормите и подавайте сироте, и о вдовице проявляйте заботу сами, и не позволяйте сильным губить человека».
  Следуя древнехристианскому обычаю, милостыня раздавалась преимущественно возле храмов, в воскресные и праздничные дни, а также, когда поминали усопших. Состоятельные люди в эти дни печали или радости собирали нищих у себя во дворах и устраивали для них трапезы, в которых часто и сами принимали участие. Оттого такие совместные трапезы богатых с нищими назывались братчинами, и во время них было обязательным обычаем петь тропари, духовные песнопения во славу Господню: «Трапеза ставится – Христос Бог славится». Не редко, по примеру древних христиан, жертвователи не оставляли себе абсолютно ничего, отдавая всё своё имущество Церкви для пожертвований нуждающимся. Так, княгиня Анастасия, в иночестве Феодора, супруга князя Андрея Нижегородского, после того, как овдовела, раздала всё своё имение убогим и удалилась в монастырь.
  На Соборе 1551 года царь Иоанн Васильевич Грозный обратился к присутствующим с призывом взглянуть на улицы сёл и городов, где нищие и тяжело больные беспризорные скитаются, не находя пристанища. Он спросил Собор: «На ком тот грех взыщется и о тех, что промыслите? Православным царем и князем и святителем достоит о них промыслити». Царь предложил сначала переписать всех нищих, а потом построить для них во всех городах богадельни, где служили бы священники, и где о больных заботились бы целовальники и прислуга. Учреждён был сбор царских и церковных (полоняночных) денег, на которые стали строиться богадельни и больницы для бедных. Не было ни одного Патриарха в России, который не оставил бы после себя одного или нескольких благотворительных заведений. Таковы, например, нищепиталища Патриарха Иова, богадельни Патриарха Никона. В мае 1674 года царь Феодор Алексеевич издал распоряжение, которым обязывал все богадельни, до того содержащиеся за счёт казны Большого Дворца, содержать впредь на средства казны Патриаршей. Об этом мы узнаём из письма патриарха Иоакима (1677год) к архиепископу Вологодскому, в котором Патриарх просит на дела милосердия по три алтына с каждого храма. Такие же просьбы были разосланы Патриархом и всем другим архиереям. В 1678 году Патриарх Иоаким издал указ, в котором правящим архиереям повелевалось снести все ветхие дома, построенные для нищих на улицах городов и сёл, и построить для них новые странноприимные помещения при храмах и монастырях. Сам же Патриарх Иоаким на свои личные средства основал и содержал несколько благоустроенных богаделен, которые назывались домовыми. Ему же принадлежит и первое на Руси «Слово о приютах», основным содержанием которого было следующее:
— милосердие — главнейшая христианская добродетель;
— все, преимущественно заслуживающие милостыни, делятся на три разряда: на нуждающихся в помощи духовной, на бедствующих в своих домах и на просящих милостыню в чужих домах. Особенно важными для Патриарха были те, кто бедствуют в своих домах «иже просити стыдятся или не могут, по улицам не лежат, о них же и о нуждах их малии ведят, или никто же весть, помощи же ни единые имут точию от Господа Бога, их же нужды паче вящие и большие суть, нежели в недужнопиталищах обитающих»;
— следует отличать бедных порочных и беспорочных, потому основанием для милостыни должна быть правда: оказывать помощь только тем, кто, действительно не может работать и кормить себя плодами труда своего;
— рассмотрение вопроса «об умном намерении и совершении милостыни». Патриарх предложил учредить общества милосердия. Члены этих обществ должны разделиться на два вида: одни посещают бедных в домах и узнают об их нуждах, другие – назначают пособия. По воскресеньям, после обеда члены благотворительного общества должны собираться все вместе и, после чтения Священного Писания и поучений святых о милосердии, выслушивать доклады членов – посетителей о нуждах страждущих и определять величину пособий. Совет десяти избранных членов благотворительного общества должен принимать вспоможения и выдавать пожертвования нуждающимся от лица общества, единовременные или ежедневные, по необходимости. Эти же общества, по мнению Патриарха, могли бы выдавать и денежные беспроцентные ссуды.
— принимаемые в недужнопиталища обязаны в обязательном порядке изучать Символ веры, заповеди Божии и молитву Господню. «Мы надеемся, — говорит Патриарх Иоаким, — у вас есть все основания для того, чтобы приступить к созданию домов милования».
  К сожалению, после смерти 6 марта 1690 года Патриарха Иоакима, проект так и остался проектом. Вместо него настойчиво стали вводиться правительственные формы благотворительности за счёт монастырей и храмов. Особенно широкую практику применения такая благотворительность получила во времена Императора Петра I. Были взяты на учёт все нуждающиеся, из них часть содержалась на деньги помещиков и общин, остальные были приписаны к богадельням при храмах, монастырях и городских магистратах. Средствами для дел милосердия являлась: прибыль с помещичьих имений, пособия городов, «кружки» в храмах и монастырях для сбора пожертвований, доходы с продажи восковых свечей. Кроме того, монастырям необходимо было питать и одевать отставные воинские чины с их семействами, организовывать работу госпиталей для нищих.
  В 1775 году был учреждён государственный Приказ общественного призрения бедных. В каждой губернии существовали отдельные Приказы общественного призрения. Все бедняки, находившиеся на попечении Церкви, перешли теперь в ведение Приказов, которых насчитывалось более пятидесяти пяти. Государство устраивало больницы, воспитательные и сиротские дома, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишённых, дома смирительные, работные, школы, давали денежные ссуды, открывали аптеки. Но правительство оказалось не в состоянии обеспечивать всех нуждающихся, которых, казалось, с увеличением благотворительных учреждений становилось всё больше. К 1885 году нищих и бродяг в России насчитывалось до 236 000 человек.
  С прибытием в Россию в 1776 году Великой Княгини Марии Фёдоровны, которая стала супругой сначала наследника, а потом Императора Павла Петровича и матерью следовавших за ним Императоров Александра Павловича и Николая Павловича, начался новый период в истории русского благотворения и милосердия. С этого времени благотворительность становится неотъемлемой частью жизни всех членов Императорского дома.
  В самом начале своей замечательной деятельности Императрица Мария Фёдоровна организовала «Попечительное общество благородных девиц с мещанским его отделением». Затем, в течение тридцати одного года Россия покрылась сетью благотворительных учреждений, одни из которых существовали на субсидии Государыни, другие получили относительную самостоятельность. Примерами учреждений, содержавшихся на средства Императрицы, были: сиротское училище, переименованное потом в Мариинский институт (1797 год); Петербургское и Московское училища ордена святой Екатерины (1802 год) для девиц офицерского звания; два училища для солдатских детей полков лейб – гвардии; Павловское училище для глухонемых детей обоего пола (1820 год); два повивальных института, позже преобразованных (1835 год) в настоящие родовспомогательные учреждения при Московском и Петербургском воспитательных домах; сельский, воспитательный дом в Гатчине на 600 подростков обоего пола; училище садоводства и ботаники в Павловске для питомцев воспитательного дома (1816 год), школа для технического образования питомцев воспитательного дома — Александровская мануфактура. Некоторые благотворительные учреждения, находившиеся в ведении Приказов стали также опекаемы Императрицей Марией Фёдоровной. Это – воспитательные дома обеих столиц, Обуховская больница с домом умалишённых, городская богадельня, сиротский дом.
  Так образовалось особое, независимое от Приказов общественного призрения Управление, которое по смерти Государыни принято было в ведение собственной Её Величества Канцелярии с придачей к ней особого Отделения, известного под именем IV Отделения. Деятельность лиц Царствующего Дома всё больше расширялась, расширялся вместе с ней и круг ведомства IV Отделения, так что теперь ему были подчинены 573 благотворительных учреждений и около десяти благотворительных обществ. Женщины, посвятившие себя служению бедным, удостаивались особого знака отличия. 14 декабря 1828 года, в память высокой покровительницы, был учреждён Мариинский знак отличия беспорочной службы.
  В 1816 году Государь Александр Павлович учредил Императорское Человеколюбивое общество, состоящее из двух комитетов: медико – филантропический, в котором работали врачи, и попечительный, в котором работали люди, пользующиеся особым доверием Государя. Вскоре к ним был присоединён и третий комитет, который занимался непосредственно изданием журнала, посвящённого делам милосердия — «Журнал Императорского Человеколюбивого общества».
  Вскоре, членами Императорского Дома стали учреждаться Сестричества, определившие основное направление милосердного служения в России, как наиболее успешного по форме благотворения и преимуществнно женского.