Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Глебове-Стрешневе


Адрес: Москва, Волоколамское ш., 52
Ближайшее метро: Сокол
Проезд: трол. 12, 70, трамв. 6, ост. 'Покровское-Глебово'
Духовенство:
приписана к храму Всех Святых во Всехсвятском, настоятель - игумен Петр (Еремеев)


Храм был построен в 1646 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1629 г. От нее ведет свое начало история села Покровское. Название местности пошло от фамилий собственников усадьбы и земли — Стрешневых. После породнения двух дворянских фамилий в названии в 1803 г. стала упоминаться двойная фамилия Стрешневы-Глебовы. А село Покровское-Стрешнево получило еще одно название — Покровское-Глебово.

Покровская церковь много раз перестраивалась. После революции 1917 г. в усадьбе был организован музей. В 30-е гг. 20 века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г.

Покровское-Стрешнево – древнее подмосковное село. Чтобы увидеть Покровскую церковь, необходимо пройти через усадебные ворота, издали напоминающие монастырские. Нынешний вид храма мало что говорит о его почтенной древности, но в самом названии старой местности, в небольших фрагментах сохранившейся древней кладки – глубокая история.

В приходных книгах Патриаршего Казенного приказа за 1629 год значится «новоприбылая церковь Покров Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки». Церковь была каменной. Слово «новоприбылая», скорее всего, указывает на то, что она построена совсем недавно.

Вопрос о времени строительства храма осложняется записью последующих владельцев усадьбы Стрешневых. В 1770 году генерал-аншеф Петр Иванович Стрешнев велел на северной стене обновленной церкви сделать надпись: «В лето от создания мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Из каких источников были почерпнуты эти сведения, сейчас сказать трудно. Видимо, генерал решил округлить дату, состарив здание на 29 лет.

После смерти Михаила Даниловича его вдова в 1651 году продала Покровское окольничему Федору Кузьмичу Елизарову; последний же в 1664 году уступил село другому окольничему – Родиону Матвеевичу Стрешневу, который успел послужить четырем первым царям из династии Романовых, а у молодого Петра Алексеевича был дядькой (воспитателем). С тех пор и до советского периода оно принадлежало роду Стрешневых.

Архивные материалы XVIII века по истории подмосковных усадебных церквей немногочисленны и лаконичны; краткие сведения о храмах мы находим порой в более поздних источниках или в личных (фамильных) фондах. Так, во многих клировых ведомостях XIX столетия в обязательном разделе, посвященном дате строительства, указывается, что время возведения Покровской церкви 1750 год. Возникает вопрос: если храм построен в этом году, то куда делся каменный, построенный всего 120 лет назад? Возможно ли было до основания снести хотя и небольшое, но кирпичное сооружение? На эти вопросы архивные источники прямого ответа не дают, поэтому историки и архитекторы встают на путь предположений и натурных исследований, в результате которых было выяснено, что четверик храма в своей основе возведен в XVII веке, а множество перестроек, переделок и ремонтов исказили внешний облик раннего храма до неузнаваемости. Ближайшей по времени аналогией Покровской церкви может служить построенный на Красной площади в память победы над поляками Казанский собор (1620–1636).

Конечно, триумфальные формы Казанского собора гораздо ярче, но основные архитектурные черты, воплощенные в нем, могли принадлежать небольшому усадебному церковному зданию с бесстолпным внутренним пространством и небольшим помещением трапезной.

Со временем вкусы изменились, и генерал П.И. Стрешнев решил воссоздать храм в духе модного тогда барокко. Плановую структуру древнего здания сохранили, лишь переделав его завершение, заменили пирамиду кокошников на четырехскатную кровлю, растесали старые узкие окна, дополнив их обрамления скромными барочными наличниками. Храм был скорее обновлен, чем возведен заново. Тогда же или несколько позже, в 1760-х годах, была построена новая колокольня. До этого колокола висели на деревянных столбах. Но факт капитального ремонта и переосвящения в 1750 году имел место, и в поздних клировых ведомостях эту дату стали давать как время строительства.

После смерти Петра Ивановича в 1771 году усадьба перешла в руки его дочери Елизаветы Петровны.
Покровское пострадало во время войны 1812 года. В помещении церкви французами была устроена конюшня. Однако имущество церкви уцелело, и вскоре она была переосвящена. По заголовку несохранившегося дела от 1822 года мы узнаём о ремонте храма в это время.

По смерти Елизаветы Петровны в 1837 году поместье перешло к ее внуку гвардии полковнику Евграфу Петровичу Глебову-Стрешневу, а затем к племяннице последнего Евгении Федоровне Бревен, которая вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского. Поскольку мужская ветвь рода Глебовых-Стрешневых прерывалась, в 1866 году было разрешено присоединить эту двойную фамилию к фамилии князя. Шаховские-Глебовы-Стрешневы — так теперь стало именоваться древнее семейство.
Перестроенный в 1750 году, но почти не получивший дополнительных помещений храм к этому времени уже не мог вместить всех молящихся, тем более что в летнее время в окрестности Покровского наезжало много дачников, считавших эти места особенно престижными. Княгиня Шаховская по-своему пыталась решить эту проблему. С 1867 года, не желая расширять храм, она добивалась присоединения прихода к Знаменскому храму села Аксиньина, находившемуся во многих километрах от Покровского. Церковное начальство поддержало не желавших ходить в дальний храм крестьян, и, наконец, при финансовой помощи богатого местного дачника П.П. Боткина решено было приступить к расширению Покровской церкви.

Выполнение проекта было поручено Г.А. Кайзеру. После проведения работ помещение увеличилось почти в два раза. Приделы, находившиеся некогда в небольшой трапезной и упраздненные в XVIII столетии ради экономии места, теперь вновь появились в боковых частях. Один из них был посвящен святым апостолам Петру и Павлу, а другой Николаю Чудотворцу.

В начале XX столетия приход церкви вместе с сельцом Никольским и деревнями Иваньково и Захарково составлял уже 1261 человек. В штате расширенной церкви числились священник и два псаломщика. Должность священника с 1902 года справлял Петр Михайлович Вележев. С 1911 года он возглавлял церковно-приходскую школу и состоял там законоучителем, позже преподавал в земском и железнодорожном училищах и за труды по народному образованию в 1913 году получил вторую серебряную медаль.

После 1917 года спокойные времена для церкви кончились. В 1922 году из нее изъяли в Гохран в фонд помощи голодающим богослужебную утварь. В 1931 году протоколом заседания Мособлисполкома по стандартному и лживому обвинению, что Покровская церковь посещается очень малым количеством верующих, в то время как существует острая необходимость в помещении для культурно-просветительской работы, церковь решено было закрыть. Священника Петра Вележева арестовали и продержали три года в тюрьме.

В 1933 году на территории усадьбы разместился дом отдыха для сотрудников Гражданского аэрофлота. После войны церковь приспособили под лабораторию, снесли главу и колокольню до второго яруса, значительно переоборудовали интерьеры. В 1960-е годы основные помещения усадьбы использовались под дом отдыха военных летчиков, в 70-е годы в храме размещалась лаборатория НИИ гражданской авиации.
В парке под горой «Елизаветой» издавна был святой источник. В 1970-е годы его заключили в трубу, а сверху из битого кафеля выложили фигуру лебедя. Однако новое название источника приживается с трудом, и к роднику за святой водой ежедневно приходят жители соседних мест, а под Богоявление ночью неизменно собирается православный люд.

В 1992 году постановлением Правительства Москвы храм Покрова Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Начался сбор средств на восстановление. В сентябре 1993 года протоиереем Борисом Малевичем был отслужен молебен «На начало всякого доброго дела». Первое время православные собирались на молебен по воскресеньям при еще не заделанных окнах.

6 декабря 1993 года храм был освящен полным чином. Много труда и средств вложили в свой храм прихожане. За зиму 1994 года были заменены кровли и установлен купол и крест.

Церковь приписана к храму Всех Святых во Всехсвятском. Среди святынь – икона Покрова Божией Матери, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, мощевик с мощами нескольких святых.

По книге « Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда».  Москва:
Издательский дом «Знаменское», 2000.

Фотографии в тексте — Дмитрия Ломанова




Храмы округа