В Неделю седьмую по Пасхе Церковь празднует Первый Вселенский Собор

5 июня, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173), в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве протоиерей Игорь Неродюк, иерей Виталий Беспалко, иерей Антоний Плоский, иерей Илия Горюнов совершили Божественную литургию.

В Церкви все решения принимаются соборно. Вся полнота церковной власти, в том числе и управления, принадлежит Соборам: Вселенскому (ныне Всеправославному), Поместному и Архиерейскому, а также Священному Синоду. Высшей церковной законодательной и судебной властью в Православной Церкви исторически являлся Вселенский Собор — собрание епископов, представляющих все Поместные Церкви. В церковной истории насчитывается семь Вселенских Соборов, на которых были закреплены основные положения православного вероучения, а также выработаны канонические и дисциплинарные нормы.

Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее и был созван императором Константином Великим в 325 году в связи c вызовом времени – распространившимся учением александрийского пресвитера Ария.

Среди пришедших в Никею было немало людей высокой духовной жизни, исповедников веры, переживших недавние годы гонений, великих подвижников и святых. Главной задачей, главной целью этой соборной встречи было сохранить неповрежденным учение Церкви.

Арий своим учением по сути отрицал учение о Святой Троице. Он говорил о том, что только Бог Отец существовал вечно. Сын же Божий был сотворен Богом Отцом, то есть было время, когда Сына Божия не существовало. И, по Арию, Сын Божий был рожден из «не сущего», то есть Он не Безначальный Бог, а только «первое» Творение Божие. Мы же в Символе веры утверждаем обратное.

Арий полагал, что Бог сотворил Сына – как посредника между Ним и миром, чтобы через Сына создать мир. То есть, по Арию, Бог почувствовал нужду в Сыне, когда решил творить видимый мир, и, сотворив Сына, создал посредством Его другие существа.

На Первом Вселенском Соборе был вынесен приговор арианству как лжеучению, искажающему суть христианства. И что не менее важно ‒ сформулировано изложение православной веры в словах, понятных всем участникам Собора от самых образованных до самых простых. Из текста был исключен термин «Логос». Добавлены слова: «Рожденного» и «Несотворенного» в противовес к арианскому пониманию о создании Христа «из несущего». Одним из важнейших достижений Никейского Собора было включение термина ομοούσιος ‒ «единосущный» ‒ в перечисление свойств Христа. Таким образом полностью исключалась возможность арианского толкования решений Собора.

Текст, утвержденный на Соборе, получил следующую редакцию:

«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Далее – следовал анафематизм: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем – таковых анафематствует Кафолическая Церковь».

Символ веры был дополнен и обрел привычную для нас редакцию на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

5 июня Церковь также чтит память преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, дочь князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, место будущей обители, подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину 24 мая 1173 года. Не позднее 1187 года тело святой перенесено в Киево-Печерский монастырь, а в 1910 году мощи перенесены в Полоцк в основанный ею монастырь.

Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

***

Накануне протоиерей Игорь Неродюк, иерей Виталий Беспалко, иерей Антоний Плоский и иерей Илия Горюнов совершили всенощное бдение. За богослужением пели два хора: праздничный и народный.

По материалам книг митрополита Рязанского и Михайловского Марка «Верую. Опыт истолкования Символа веры» и «Церковный этикет» и Патриархии.ру