01.05.2022
1 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве иеромонах Ермоген (Бурыгин), протоиерей Игорь Неродюк, иерей Виталий Беспалко, иерей Антоний Плоский, иерей Илия Горюнов совершили Божественную литургию. Пел праздничный хор.
Следующее за Пасхой воскресенье — вторая Неделя по Пасхе — именуется Антипасхой. Не стоит смущаться в данном случае приставкой «анти-». Это не отрицание. Греческое ἀντι имеет несколько значений и в данном контексте означает, что Неделя 2-я по Пасхе — следующая за Пасхой.
Праздник посвящен одному из двенадцати апостолов — Фоме, который не был вместе с другими учениками, когда Христос явился им после Своего Воскресения. В ответ на все удивительные сообщения своих друзей Фома повторял только одно, что не поверит в Воскресшего Христа, пока не увидит Его своими глазами и не дотронется своей рукой до Его ран от гвоздей. И вот через восемь дней после Воскресения ученики, на этот раз вместе с Фомой, вновь собрались вместе. И явился им Христос. И повелел Фоме дотронуться до Своих ран в доказательство того, что все совершившееся — правда. Фома тотчас уверовал и сказал: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28). То есть: «Я верю в то, что ты Бог». И тогда Спаситель произносит очень важные слова. Он говорит Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
«Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, сказал Он, молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17:20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви», — учил святитель Игнатий Брянчанинов.
Он говорил: «Будучи причастниками положения святых апостолов, мы дерзаем утверждать, что наше положение блаженнее положения ветхозаветных праведников. Те веровали в грядущего Искупителя, мы веруем в Пришедшего и Совершившего искупление. Тем обетованы были благодатные дары, мы получили дары в обилии, имеем их в руках, пользуемся ими соответственно произволению нашему. Дародавец и богат и щедр бесконечно».
Митрополит Антоний Сурожский, вспоминая слова апостола Фомы, так пояснял их смысл: «Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу, и веря Ему, зная Его как своего Бога, но и как воскресшего Иисуса из Назарета, взываем Ему: Господь мой u Бог мой!.. На этом построена вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то, и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек. Человек так велик, что Бог может вместиться в него, человек так велик, что Христос может пройти через врата смертные и войти в вечную жизнь, и с Собой увлечь, унести нас в вечность, – как поток уносит. Человек так велик, что Христос, приобщившись во всех отношениях, кроме греха, нашему человечеству, приобщает нас до конца Своему Божеству, если только мы открываемся Его воздействию. Как это дивно!»
***
Накануне в нашем храме было совершено всенощное бдение.