В Великую субботу при большом стечении народа настоятель храма иеромонах Ермоген (Бурыгин) освящал куличи

23 апреля с раннего утра к храму Живоначальной Троицы в Хорошеве начали стекаться люди. Народ приносил куличи, пасхи, яйца – все, что было приготовлено с любовью к праздничной трапезе. На улице, перед храмом, были расставлены большие столы, и народ располагал на них целые инсталляции красочной снеди.

Настоятель прихода иеромонах Ермоген (Бурыгин) после Божественной литургии вышел к ожидавшим его с нетерпением верующим и под ликующие возгласы освятил великолепие пасхального пира.

У пасхальной трапезы существует своя история. В Ветхом Завете главной частью пасхального стола у еврейского народа был пасхальный агнец (ягненок), который подавался с пресным хлебом и горькими травами. Праздник Пасхи был установлен в память о том, как Бог помиловал еврейский народ, избавил его первенцев от смерти и вывел из египетского плена. А пасхальный агнец символизировал жертву, которая спасла младенцев от гибели.

Во второй книге Пятикнижия «Исхо́д» описывается, как Моисей именем Бога взывает к фараону и требует от правителя, чтобы тот отпустил на свободу евреев. Однако фараон отказывает Моисею, и тогда на Египет обрушиваются 10 казней. Последняя, десятая казнь – смерть первенцев. Накануне этой последней казни Бог открывает Моисею, как избежать лютой участи: Бог велит каждой еврейской семье заколоть агнца и его кровью помазать косяки дверей. Евреи исполнили завет Бога, и Ангел смерти прошел мимо их дверей, и все первенцы евреев остались живы, в то время как первенцы египтян – погибли. Пасха — на иврите это слово «פֶּסַח»‎ (Пе́сах) буквально означает «миновал, обошел, прошел мимо».

В Новом Завете ветхозаветный пасхальный агнец воспринимается как прообраз Агнца Божия – Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь за всех людей. Через Христа, Сына Божия, получил свободу не только Древний Израиль, но все человечество. И свободу не от рабства земного, но от рабства греху и смерти. И Пасха Нового Завета – это Победа над грехом и смертью, это Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, Открывшего для человека врата в Царство Небесное. Каким же образом библейская реальность отражается в символике пасхальной трапезы Нового Завета?

В молитве на освящение пасхального стола присутствует благословение «брашна мяс», то есть мяса. Как и в Ветхом Завете, христиане к празднику Пасхи готовят мясо, которое символически связано с ветхозаветным агнцем. При этом не обязательно мясо ягненка.

Напоминанием о Ветхозаветном Агнце также служит пасха творожная, сладкая. Она свидетельствует еще и о том, что время кровавых жертв Ветхого Завета миновало, настало время Нового Завета. Форма пасхи в виде усеченной четырехсторонней пирамиды символизирует Голгофу и Гроб Господень, в котором совершилось величайшее событие в истории человечества – Воскресение Христово. На пасхе традиционно изображаются буквы «ХВ» — первые буквы пасхального приветствия «Христос Воскресе!», а также крест, копья – символы страдания Спасителя. У православных хозяек, как правило, есть специальные деревянные формочки — пасочницы, в которые закладывается творожная пасха, перед тем как она будет полностью готова. Пасочницы и придают пасхе правильную форму и «отпечатывают» символические рисунки по всем четырем сторонам пасхи.

Творожная сладкая пасха – это символ сладости жизни в Царстве Небесном. В Ветхом Завете Бог обещает Моисею, что подаст Своему избранному народу «землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 2, 7). Кстати в Требнике пасха так и называется: «млеко огустевшее».

Итак, в Ветхом Завете был агнец, в Новом – это и мясо, и творожная пасха. Ветхозаветным опреснокам, то есть пресному хлебу, который готовится на скорую руку, соответствует наш кулич – полноценный хлеб, испеченный на закваске (дрожжах). Вместо горьких трав, которые напоминали древним евреям горечь пребывания в рабстве, православный народ сдабривает свои куличи самыми разными сладостями: изюмом, цукатами, миндалем, заливает кулич глазурью или шоколадом. Все эти сладости напоминают нам о сладости райского блаженства, путь к которому открыл нам Иисус Христос.

История кулича восходит к апостольским временам. После Воскресения Спаситель не раз являлся Своим ученикам, в том числе, и во время их трапезы. И у апостолов родилась традиция всегда оставлять за столом место для Господа, а на столе хлеб для Его угощения. Хлеб полагался на центральное место, и после основной трапезы ученики Христовы делили его между собой.

Со временем особо выпеченный хлеб стали полагать и в храмах, на праздник Воскресения Христова. Этот хлеб называется артос – от греческого слова «άρτος» (хлеб). По окончании праздничной Пасхальной литургии артос освящается, а затем полагается на аналое возле иконы Иисуса Христа. На Светлой седмице духовенство с мирянами ежедневно обходит крестным ходом свои храмы, при этом одному из участников шествия благословляется нести артос. Таким образом, на Светлой седмице артос несколько раз обносится вокруг храма. Наконец, в Светлую субботу артос раздается людям. При этом в России есть благочестивый обычай потреблять артос, как и святую воду, в течение года, вкушая по небольшому кусочку натощак.

Кулич же – это своего рода «домашний» артос. И как артос в храме символизирует незримое присутствие Христа за праздничной Пасхальной трапезой, так и дома, в семье, которая является малой Церковью, мы, поставляя кулич на стол, выражаем надежду, что и за нашей трапезой невидимо присутствует Господь, Воскресший из мертвых и Даровавший нам жизнь вечную.

Кулич — от греческого слова «κόλλιξ» — хлеб круглой или овальной формы. Кулич — символ Христа – Истинного Хлеба Жизни. «Я есмь хлеб жизни», — говорил Спаситель Своим ученикам. (Ин. 6:48).

Неслучайно кулич печется из дрожжевого текста, то есть на закваске. Закваска, благодаря которой поднимается все тесто, символизирует духовное стремление человека к Царству Небесному и животворящую благодать Святого Духа, которая подается через Крещение каждому христианину и способствует возрастанию человеческого духа от силы в силу. «Еще сказал (Спаситель): чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13:20-21).

Цилиндрическая форма кулича также символична. Одни уподобляют ее савану, в который обернули Христа после снятия со Креста. Но наиболее распространенное сравнение формы кулича с храмом Божиим, увенчанным куполом. Как и на творожной пасхе, на верхней части кулича часто изображают крест.

В пасхальную трапезу входит еще один символический продукт – яйца. Яйцо – древний символ начала новой жизни, жизни, которая еще не видима, еще сокрыта, но уже зародилась. Так и Царство Небесное сокрыто от наших глаз, но мы ощущаем, предвосхищаем его в Церкви Христовой. Яичная скорлупа, в том числе, символизирует гроб, из которого вышел Воскресший Христос.

Традиция красить яйца на Пасху древняя. Существует благочестивое предание о том, как равноапостольная Мария Магдалина пришла с проповедью о Христе Воскресшем в Рим, к самому императору Тиберию. По придворному этикету каждый, кто являлся пред очи правителя, должен был преподнести ему какой-то подарок. Мария Магдалина была бедна, потому в качестве дара протянула императору то, что у нее было, — яйцо и обратилась к Тиберию со словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» Однако император весьма скептически отнесся к заявлению святой и сказал, что это невозможно. Тиберий отметил, что воскресение кого-то из мертвых столь же вероятно, как то, что преподнесенное ему Марией Магдалиной белое яйцо вдруг покраснеет. К удивлению всех присутствующих и самого императора яйцо окрасилось в красный цвет. Вот так и родился благочестивый обычай красить яйца на Пасху в красный цвет. Сегодня, правда, народ расписывает яйца самыми разными цветами, украшает их самыми разными изображениями и орнаментами. Однако символом праздника остается именно красное яйцо.

Красный цвет – цвет Крови Спасителя, пролитой за каждого из нас, и одновременно символ царского достоинства Царя царей.

Из книги митрополита Рязанского и Михайловского Марка «Церковный этикет»