02.02.2022
В воскресный день, 30 января, в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве Божественную литургию совершил настоятель прихода иеромонах Ермоген (Бурыгин) в сослужении протоиерея Игоря Неродюка, иерея Виталия Беспалко, иерея Антония Плоского.
В этот день Церковь чтит память великого подвижника — преподобного Антония Великого, основателя монашества, оставившего много поучений, связанных с устроением иноческой жизни. Эти наставления весьма полезны и для мирян.
Антоний Великий родился около 250 года в Египте, одном из древнейших центров цивилизации. Его благородные и богатые родители воспитали сына в вере и благочестии. Когда Антонию было 18 лет, родители его умерли, и в скором времени он оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
И всю свою долгую жизнь, а прожил он ни много ни мало 106 лет, Антоний Великий не отступил от своего решения. И вся его долгая жизнь стала подвигом самоотвержения, единым порывом к Богу, полем боя с «миром сим».
Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, было в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. «Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел прекратить мои страдания?» — воззвал Антоний, когда однажды Господь явился ему после тяжкого искушения. «Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига».
Под влиянием преподобного Антония «пустыня, – как сказано в его житии, – превратилась в монашеский город, насельники которого отреклись от мира, чтобы стать жителями Града Небесного».
Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, делили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.
Преподобный Антоний, «первый цветок пустыни», скончался в глубокой старости в 356 году и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
Авва Антоний говорил:
«Если кто-нибудь любит Христа всем своим сердцем и всею своею силою, он рождает страх; страх рождает слезы; слезы рождают радость духовную с тем, чтобы радость духовная родила жизнь ангельскую; жизнь ангельская рождает силу, которая утешает; душа принимает оправдание, чтобы производить плоды избранные. Если Христос, дающий ей силу, увидит ее мужество и ее терпение во всем, Он принимает ее с радостью: так она пребывает в небесном ликовании в местах покоя, которым никогда не будет конца».
«Принимай себя за нечто, никакой цены не имеющее во всех отношениях, потому что невменение себя есть тело смирения; смирение рождает ведение, ведение рождает веру, вера рождает послушание Богу, послушание рождает братскую любовь».
Один брат спросил старца авву Антония о слове, написанном в Евангелии: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). И старец сказал ему: «Я думаю, что это слово значит, чтобы ты сократил для себя потребности телесные до меры одного года, чтобы ты не слишком заботился о своей жизни, а заботился только в дозволенной мере, чтобы спастись».
По материалам Православия.ру, Азбуки.ру, сайта Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском
Московская епархия (г.Москва), Никольское благочиние