Священник Павел Флоренский: «Небо от земли, Горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого — живыми символами соединения того и другого»

12 ноября прошел ежемесячный семинар для учителей школ района Щукино и Хорошево-Мневники, преподающих «Основы религиозных культур и светской этики». Участники обсуждали формы и методы подачи материалов по этому важному предмету.

Методист храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле Ольга Борисовна Иванова говорила о золотом правиле этики и его связи со словами Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).

О том, как следует рассказывать детям о православном храме, своим опытом поделился священник Андрей Копяткевич из храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве.

Методист и директор воскресной школы храма Живоначальной Троицы в Хорошеве Денис Александрович Гуляев для своего доклада избрал тему о православной иконе.

Он пояснил, что слово «икона» произошло от древнегреческого «εἰκών» — «о́браз, изображение».

В Средневековье иконы порой воспринимались всего лишь как иллюстрации к Священной истории, как «Библия для неграмотных», — по образному выражению Римского папы Григория Великого (Двоеслова; † 604). «Одно дело — поклоняться картинам, а другое — узнавать через изображенное на картинах то, чему следует поклоняться. То, чему написанное учит тех, кто умеет читать, картина сообщает безграмотным (idiotis), которые на нее смотрят… чему им следует подражать. Живопись — это чтение для тех, кто не знает букв, и выполняет роль чтения, особенно среди язычников», — отмечал папа в своем письме епископу Серениусу.

При этом значение иконы гораздо глубже, чем просто визуализация Священного текста. Икона — это окно в Горний мир. Икона связывает мир земной и мир Небесный. Связывает образ с Первообразом. Потому иконы, священные изображения являются доминантой внутреннего убранства православного храма.

В решениях Седьмого Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 787 году, было определено: Богу мы служим, иконам — поклоняемся. Причем надо понимать, что, поклоняясь иконе, мы воздаем честь не дереву и краскам. Мы воздаем честь первообразу, то есть тому, кто изображен на иконе.

«Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, — говорится в решении Седьмого Вселенского Собора, — тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочитанием, которое подобает Единому Божескому естеству, но почитанием, фимиамом и возжжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному».

Через иконы мы воздаем честь Господу, Богородице, святым. Но сама икона не есть святой. Икона — сакральный предмет потому, что она изображает святой образ, то есть в силу святости изображения. Так, к примеру, в древности написанные иконы не освящали. Считалось, что изображенный иконописцем святой лик уже освящает икону.

При написании икон художник следует определенным канонам. Так, в канонической иконописи при создании образа используется обратная перспектива, то есть центр изображения — не в иконе, но перед ней, там, где стоит молящийся. «Ради него, ради всех людей Спаситель явился в мир. Для Христа дорог каждый человек, каждая личность представляет ценность, и иконопись в своем сокровенном символизме хранит этот основополагающий вектор», — учит митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

В нашей иконописной традиции каждый жест, положение фигуры, особенности написания лика несут в себе духовный смысл. Высокий лоб — духовная мудрость, большие глаза — проникновение в Божественный Промысл, тонкие губы — аскетизм и так далее.

Алтарь отделен от основной части храма иконостасом. Иконостас — это собрание икон, которые выстроены по рядам, или, иначе, по чинам. С точки зрения архитектуры, иконостас — это перегородка, которая отделяет алтарь от той части храма, где находятся молящиеся. С точки зрения реальности духовной, иконостас — это представленная в образах история Божественного Домостроительства, то есть история спасения человечества.

Слово «иконостас» произошло от греческого «εἰκονοστάσιον», от «εἰκών» — «изображение, образ» и «στάσις» — «место стояния».

«Молящийся в храме молится Богу вместе со святыми, изображенными на иконостасе», — подчеркнул Денис Александрович Гуляев.

«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, — писал богослов и философ священник Павел Флоренский. — …Небо от земли, Горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого — живыми символами соединения того и другого… Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий…»

Завершила семинар методист храма святителя Николая в Щукине Ирина Панова, которая выступила с презентацией о Дне народного единства, его истории и связи с историей Казанской иконы Божией Матери.