26.02.2017 · митрополит Марк ·
В Прощеное воскресенье, 26 февраля, в преддверии Великого поста, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил вечерню с чином прощения в Христорождественском кафедральном соборе Рязани.
«Для современного человека, лишенного понятия о Боге, целью жизни является мирное, спокойное, здравое, благополучное существование, — начал архипастырь свое наставление. — Люди стараются избегать всяческих бед, проблем, опасностей, стремятся изо всех сил сохранить свое безмятежное существование. В этом заключается смысл жизни современного безбожного человека, на это направлены все его деяния, мысли и устремления. И верующие люди также, проводя дни своей жизни среди земных радостей и идеалов наслаждения, начинают пропитываться заботами и стремлениями современного человечества, ища способов избежать любых тревог, бед и трагедий».
«Между тем главная катастрофа в жизни человечества уже произошла, о ней говорят сегодня богослужебные тексты. И нам известно, как это произошло и кто виновен в случившемся. Грех праотца Адама извел человечество из Рая, и доныне все творение Божие мятется и стенает, ожидая конечного избавления, которое придет в конце времен.
Вот об этом говорит постоянно Церковь — о греховности, которая началась с Адама и в которой виновны все мы, каждый из нас. А если мы все грешны, виновны перед Богом, то и главная задача человеческой жизни носит совсем другой характер. Значит, она состоит вовсе не в поддержании тихого и безмятежного существования, но в постоянной борьбе с грехом, с самим собой, с ложным понятием о себе и ложной любовью к себе. Однако суета, заботы и соблазны часто отвращают нас от этой главной борьбы, разрушают наше стремление к указанной нам Богом жизненной цели и обращают наши силы в пустоту.
А потому Церковь установила особый период, во время которого каждый верующий мог бы заглянуть в глубины своей души, встрепенуться, осознать свое духовное убожество и ничтожество и приложить все силы для того, чтобы сбросить с себя греховное иго, чтобы очиститься, освятиться и обновиться. И в этом году мы уже достигли этого периода — Святой Великой Четыредесятницы, и сейчас стоим с вами на ее пороге, ожидая времени поста с трепетом, обычным для человека страхом, но при этом и с надеждой на обновление, духовное пробуждение и милость Божию, которая покрывает и, даст Бог, покроет всех нас.
Святая Великая Четыредесятница — это особое время, которое дает нам шанс преодолеть тиранию плоти и не утонуть в буре житейских попечений. Святая Церковь призывает провести нас это время сосредоточенно, внимательно, воспользоваться уникальной возможностью, чтобы духовная весна не прошла мимо нас.
И сегодня, стоя на пороге поста, спасительного времени, мы просим Господа, чтобы Он помог нам обрести ожидаемую гармонию, помог пробудиться ото сна и переосмыслить все течение нашей жизни. И самое главное, что необходимо для достижения этих целей, — это сохранить самообладание, не растеряться, не уйти в суету, злобу и раздражительность, в обвинение других. Словом, не впасть в грехи, которые особым образом будут нас искушать в это время.
И примером для нас в этом постном времени является сам Господь, Который провел сорок дней и ночей в абсолютном посте, то есть не вкушая никакой пищи.
Накануне, в субботу, Святая Церковь предложила нам в качестве примера подвиги всех святых отцов, прославленных Церковью. Среди них мы видим разные образы: и строго поста, и разумных послаблений, и безграничной любви, и смирения. И каждый по своим возможностям должен избрать себе тот путь, который будет для него царским путем, лучшей мерой, золотой серединой», — подчеркнул митрополит Марк.
Он пожелал верующим пройти время поста тихо, спокойно, без излишних искушений и тяжелых испытаний, чтобы все трудности преодолевались без преткновения и чтобы радость Светлого Христова Воскресения осияла бы душу каждого.
«Чтобы все это стало действительностью, чтобы достойно пройти период поста, нужно извергнуть из себя злобу, обиду и прочие грехи, которые, увы, постоянно гнездятся в каждом человеке. А потому в Церкви существует традиция в последний день перед постом просить друг у друга прощения». Владыка первый попросил прощения у всех присутствующих: у священников, работников храма и прихожан, — и пожелал всем «простить друг друга от сердца, чтобы ничто не разделяло людей: ни злоба, ни обида, ни гнев, ни раздражение».