Преподобный Макарий Великий. Духовные беседы. «… как кровоточивая жена, истинно уверовав и прикоснувшись воскрилию ризы Господней, тотчас получила исцеление, и иссох поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу, и истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление от неисцельного тока страстей, и силою единого Иисуса иссякнет, оскудев, оный источник, источающий нечистые помыслы; но никому другому невозможно исцелить сию язву. Ибо того и домогался враг, чтобы Адамовым преступлением уязвить и омрачить внутреннего человека, владычественный ум, зрящий Бога. И очи его, когда недоступны им стали небесные блага, прозрели уже для пороков и страстей…»
«… Собственные от земли взятые врачевства, то есть свои только дела правды, не могли уврачевать и исцелить душу от такой невидимой язвы; только силою небесного и Божеского естества, даром Духа Святого – сим одним врачевством мог человек получить исцеление и достигнуть жизни, по очищении сердца Духом Святым. Но как там жена, хотя не могла исцелиться, и оставалась язвенною, однако же имела ноги, чтобы прийти ко Господу и пришедши получить исцеление, а подобным образом и оный слепой, хотя не мог прийти и приступить ко Господу, потому что не видел, однако же послал глас, потекший быстрее вестников, ибо сказал: «Сыне Давидов, помилуй мя» (Мк. 10:47), и таким образом, уверовав, получил исцеление, когда Господь пришел к нему и дал ему прозрение: так и душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление …»
«… так, если кто не приступит ко Господу, по собственной воле и от всего произволения, и не будет умолять Его с несомненностию веры, то не получит он исцеления. Ибо, почему они, уверовав, тотчас были исцелены, а мы еще не прозрели истинно и не уврачевались от тайных страстей? Между тем Господь имеет больше попечения о бессмертной душе, чем о теле. Если душа прозрит, по слову сказавшего: «открый очи мои» (Пс. 118:18): то во век не будет уже слепотствовать, и исцелившись, не будет снова уязвлена. Если Господь, пришедши на землю, имел попечение о тленных телах; то не тем ли паче имеет о душе бессмертной, сотворенной по образу Его? Но за неверствие наше, за разномыслие наше, за то, что не любим Его от всего сердца, и не веруем в Него истинно, еще не получили мы духовного исцеления и спасения. Посему, уверуем в Него и истинно приступим к Нему, чтобы вскоре совершил в нас истинную цельбу. Ибо обетовал дать «Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13), отверзть дверь ударяющим в нее и обрестися ищущим Его (Мф. 7:7). И неложен, «Иже обетова» (Тит. 1:2). Ему слава и держава во веки! Аминь…»
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Общеизвестно могущественное влияние психики больного на течение болезни. Состояние духа больного, его доверие или недоверие врачу, глубина его веры и надежды на исцеление или, наоборот, психическая депрессия, вызванная неосторожными разговорами врачей в присутствии больного о серьёзности его болезни, глубоко определяют исход болезни. Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней».
«Премудрость» Иисуса, сына Сирахова. Глава 38, стихи 1-15 Почитай врача честью по надобности в нём, ибо Господь создал его,
и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар.
Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почёте.
Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими.
Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его?
Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его:
ими он врачует человека и уничтожает болезнь его.
Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли.
Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя.
Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.
Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий;
И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен.
В иное время и в руках бывает успех;
Ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.
Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадает в руки врача!
Преподобный Силуан Афонский. «Если, кто предался на волю Божию, тогда жить такому человеку намного легче. И в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: «Так угодно Богу, и мне надо терпеть за грехи мои». У меня многие годы болит голова, и трудно мне терпеть эти боли. Но полезна болезнь моя, потому что смиряется душа, которая хочет пламенно молиться и совершать бдения. Но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха. Я долго и усердно просил Господа об исцелении, но Господь не слушает меня, значит, мне не на пользу.
Вот и другой случай был со мною, когда Господь скоро услышал меня и спас. Однажды, в праздничный день, на трапезу дали рыбу. Когда я ел её, тогда кость вошла в моё горло и остановилась очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что монастырский доктор не сможет вынуть кость. Когда я сказал: «Исцели!» — получил ответ в душе: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и большая кость выскочила вместе с кровью. Понял я тогда: если Господь не исцеляет мои головные боли, значит, для души моей полезно так болеть».»Если, кто предался на волю Божию, тогда жить такому человеку намного легче. И в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: «Так угодно Богу, и мне надо терпеть за грехи мои». У меня многие годы болит голова, и трудно мне терпеть эти боли. Но полезна болезнь моя, потому что смиряется душа, которая хочет пламенно молиться и совершать бдения. Но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха. Я долго и усердно просил Господа об исцелении, но Господь не слушает меня, значит, мне не на пользу.
Вот и другой случай был со мною, когда Господь скоро услышал меня и спас. Однажды, в праздничный день, на трапезу дали рыбу. Когда я ел её, тогда кость вошла в моё горло и остановилась очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что монастырский доктор не сможет вынуть кость. Когда я сказал: «Исцели!» — получил ответ в душе: «Выйди из трапезы, надуйся, и кость выскочит вместе с кровью». Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и большая кость выскочила вместе с кровью. Понял я тогда: если Господь не исцеляет мои головные боли, значит, для души моей полезно так болеть».
Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Твори милостыню со смирением. Милосердие выше девства, поста и молитвы. Милосердный, живущий по заповедям и без девства, есть подражатель Богу, Который говорит: будьте милосердны, как Я милосерд (Лк.6,36).
Ты беден, терпишь недостаток, нужду; будь милостив по своим возможностям. Бог ценит произволение и усердие, а не количество денег; подашь бедному и одну копейку, Бог оценит её лучше сотен и тысяч рублей, поданных богачом из тщеславия и самолюбия.
Тщеславие и гордость портят всю цену милосердия; пример тому фарисей, дававший десятину доходов своих. Две лепты усердия и смирения бедной вдовицы оказались в очах Божиих больше тщеславных жертв богача.
Милосердие очищает множество грехов. Нищие для того и являются на нашем пути, чтобы испытывать сердца христиан, они — проба для нас, и на Страшном Суде Божием будут или нашими ходатаями, помощниками и покровителями или обвинителями в жестокости.
Блаженны будут тогда милостивии, ибо они помилованы будут.
Преподобный Сергий (Сребрянский) исповедник.
«Любовь к ближнему должна основываться на твёрдом исповедании, что всё человечество есть единая семья, имеющая Отцом Самого Господа Бога и прародителями Адама и Еву. |
|
Отсюда выводы: а) на земле нет чужих, все родные; б) на земле нет злых и зла, а есть больные братья и сёстры и есть великая болезнь духа всего человечества, выражающаяся или в отчуждении от Бога и Его Святого Закона, или в теплохладии. Нужно заметить, что в очах правды Божией отчуждение от Бога (неверие) и теплохладие равноценны и уже Господом объявлено, что холодный и теплохладный извергнутся из уст Божиих, то есть из Царства Небесного, если не покаются. Таким образом, земля есть больница, все люди, больные душою и телом, — братья и сестры и по отношению друг к другу есть духовные братья и сестры милосердия. Отличительное же свойство истинных братьев и сестёр милосердия — до самоотвержения любить всех людей и служить им к временному и вечному их спасению. Вообще нужно жить так, чтобы от каждого человека изливались радость, мир, утешение, кротость (ровность) на всех окружающих» (Краткий устав благочестия для современного человека).
Святитель Иоанн Златоуст.
Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу.
Как воробей, хотя бы он не всем телом попал в сеть, но только одною частью, например ногою, находится во власти поставившего сеть, так и мы находимся во власти диавола, хотя бы уловлены были им не всецело (и по вере, и по жизни), но только по жизни. Ибо не всякий, говорит Господь, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное; и ещё: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие (Мф.7,21-23). Видишь ли, что и вера не доставляет нам никакой пользы, если нас не знает Владыка? И девам тоже сказал: не знаю вас (Мф.25,12). Какая же им польза от девства и многих подвигов, если их не знает Владыка? И во многих местах мы находим, что люди, нисколько не осуждаемые за веру, наказываются только за порочную жизнь; и, напротив, иногда люди, нисколько не осуждаемые за жизнь, погибают за неправое учение, ибо то и другое держится взаимно. Видишь ли, что мы находимся в сети диавольской, когда не исполняем воли Божией? И не только за всю жизнь, но и за один порок люди часто ввергаются в геенну, если у них нет равносильных добрых дел. Так и девы были осуждены не за блуд, или прелюбодеяние, или зависть, или вражду, или пьянство, или неправоверие, но за недостаток елея, то есть за то, что не творили милостыни – ибо это значит елей. И те осуждённые, которым сказано: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, также были обвиняемы не в чём-нибудь подобном, но в том, что не напитали Христа. Видишь ли, что и один недостаток милосердия может ввергнуть в огонь геенский. К чему, скажи мне, будет годен тот, кто не творит милостыню? Ты постишься каждый день? Но и те девы постились, однако не получили отсюда никакой пользы. Молишься? Но что в этом? Без милостыни и молитва бесплотна. Без неё всё нечисто, всё бесполезно; без неё теряется большая часть добродетели. «Не любящий брата своего, — говорит Апостол, — не познал Бога» (1Ин.3,10; 4,8). Как же ты любишь его, если не хочешь поделиться с ним чем-нибудь из этих малых и ничтожных благ? Ты соблюдаешь, скажи мне, целомудрие? Почему? Потому ли, что боишься мучений? Нет, но потому, что таков ты от природы; если бы ты соблюдал целомудрие из-за страха мучений, преодолевая такое побуждение и такое насилие, то ты гораздо более мог бы творить милостыню. Ибо не всё равно – обуздывать страсть к богатству или к телесным удовольствиям; последнее гораздо труднее. Почему? Потому что последнее – удовольствие естественное, посеянное и насажденное в нашем теле, а страсть к богатству не такова. Милосердие и сострадание – вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего. Не сказал Господь: если станете поститься, то будете подобны Отцу вашему; не сказал: если станете соблюдать девство, или: если станете молиться, то будете подобны Отцу вашему. Всё это не относится к Богу, и Бог не делает ничего такого. Но что? «Будьте милосерды, — говорит, — как и Отец ваш милосерд» (Лк.6, 36). Это – дело Божие. Если же ты не имеешь этого, то, что же имеешь? «Милости хочу, — говорит Он, — а не жертвы» (Ос.6,6). Бог сотворил небо, сотворил землю и море – велики эти дела и достойны Его премудрости! Но ничем Он так не расположил к себе человеческий род, как милосердием и человеколюбием; и то есть дело Его премудрости, силы и благости, но гораздо более то, что Он сделался рабом. Не поэтому ли мы более удивляемся Ему? Не поэтому ли более благоговеем пред Ним? И Бога ничто столько не располагает к нам, как милосердие.
|
Выписки из творений святых отцов. |
|
Все дела человеческие разрушаются, а плод милосердия остаётся всегда неувядающим, не подлежащим никакой перемене обстоятельств.
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются ею.
Страх и трепет обнимает меня, когда я размышляю о том, как один недуг немилосердия сделал бесполезными и негодными все добрые дела, а самих подвижников – безызвестными, потому что они услышали слова: «Аминь глаголю вам, не веем вас» (Мф.25,12). Бог не имеет ни в чём нужды и ничего не требует от нас, но снисходит к нам по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет (принесение Ему жертв, собственно, в милости состоящих) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем благочестия.
Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси (в жертву) душу свою, за которую принесена Жертва; душу свою сделай золотою, если же она лучше свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? … Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить тело Христово, — не презирай, когда видишь Христа нагим … сперва напитай Его, алчущего (в лице нуждающегося), и тогда уж употреби остальное на украшение трапезы Его (храма) … Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: это храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить … а что сделаешь для брата алчущего и странника, и нагого, того и сам диавол не может похитить, оно сберегается в неприступном хранилище.
Иоанн Златоуст.
Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного от другого, но милует всех.
Милостивый не только даёт людям из своего собственного, но с радостью терпит от других неправду и милует их. Милостивый не только дает людям из своего собственного, но и с радостью терпит от других неправду и милует их.
Как тень следует за телом, так и милость за смиренномудрием.
Преподобный Исаак Сирин
Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет – не это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. Или милостивы те, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных и не имея, что дать им, страдают милость о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: «Аз же о всяцем немощнем восплакахся»? (Иов.30,25) Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют – дают им всеубедительные наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: «Нелестне научихся, без зависти преподаю» (Прем.7,13). Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом: они такою милостью, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной.
Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 205)
Проявим дело любви к нашим во Христе братиям, принесём эту превосходную жертву – милость, которой жаждет от нас Господь, оказывая её нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы ни было это заблуждение, какая бы это ни была нужда; заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, — будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия; посещая заключенных в темнице, а также перенося против нас поступающих и угождая друг другу (в страхе Божием), хотя бы кто и имел на кого неудовольствия, потому что и Христос угождал нам всеми способами: делами и словами. Всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь, и быть благословенными от Него, и наследовать обетованное нам от сложения мира – уготованное Небесное вечное Царство.
Святитель Григорий Палама (65, 55)
Без любви и милости всякое дело нечисто. Если хранит кто девство, если постится и пребывает в бдении, если молится и делает у себя приют бедным, если строит церкви или иное что большее делает: всё это если без любви – ни во что вменится пред Богом, потому что неблагоугодно сие пред Богом. Итак, ничего не предпринимай без любви.
Преподобный Ефрем Сирин (26, 352)
Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом, после Бога.
Преподобный Нил Синайский (47, 195)
Святитель Николай Сербский. О внутренней милостыне. Некий фарисей пригласил Господа Иисуса Христа на обед. Позвал не из уважения, а из личного расчёта. Иисус прозревал нечистые побуждения фарисея, не умыл рук перед трапезой. Разве не справедливо принимать нечистое нечистыми руками? Фарисей возмутился против этого, а Господь использовал возмущение его, чтобы обличить фарисеев, которые внешне показывали свою чистоту, а внутренность их была исполнена хищения и лукавства (Лк.11,39). Фарисей думал, что своим приглашением оказывает особую милость Господу, но Господь укорил его, говоря: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто» (Лк. 11,41). Ты спрашиваешь меня, что значат эти слова Господа.
Означают они милостивое сердце, которое побуждает руку подать милостыню. Господь, Который сердце видит, принимал только такую милостыню. Если же сердце злое и чёрствое, напрасно рука будет давать: отвергнет её Господь. Людей можно обмануть внешней милостыней, а Бога – никогда. Сердце нечисто – нечист и дар, как бы велик ни был. Из нечистого сердца вытекают нечистые мысли и нечистые желания и грязнят и внешние дела человеческие, какими бы добрыми и чистыми они ни выглядели. Что пользы мыть руки, если нечистота сердечная делает их грязными? Если дом изнутри полон смрада и мерзости, что пользы мыть и украшать двери и окна? Своей Божественной прозорливостью Христос прозирал и чувствовал нечистую душу фарисея. Он не захотел вымыть рук Своих, Он не захотел исполнить малого долга, чтобы напомнить хозяину о большем, не захотел исполнить незначительного, чтобы укорить в значительном. Самые нечистые руки чисты в сравнении с нечистым сердцем. Омоем же свои сердца, и всё будет у нас чисто.
О предсмертной болезни. «Не боюсь смерти, но боюсь тяжёлой предсмертной болезни!» — многие так думают. Но настоящие христиане думают иначе: они полностью предаются воле Божией, ибо знают, что болезнь посылается для очищения души. А кто любит чистоту, разве боится воды?
Телесную боль перед смертью попускает нам Творец, словно ледяные и горячие струи воды, омывающие наши души. А если это так, для чего же нам желать внезапной безболезненной смерти?
Многие проповедники страдали перед смертью, и кроткий Иаков болел перед разлукой с этим миром, и певец покаяния царь Давид. Если были наказуемы болезнью те, кто с Богом разговаривал, что же тогда остаётся великим грешникам? Подумай: каждый Божий день умирают тысячи стариков, женщин и детей. За редким исключением все они болеют и в болезни расстаются с этим миром. Почему ты боишься небольших предсмертных страданий, если их не боятся старики и дети?
Некоторые святые молились Богу, чтобы Он послал им болезнь, чтобы смерть не пришла без предупреждения и они не умерли без покаяния, чтобы не оставить этот мир прежде, чем горечь страданий уничтожит собой всякое воспоминание о плотских удовольствиях. В Писании сказано: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12,6). Следовательно, тех, кого не наказывает, неохотно принимает.
Поэтому не завидуй тем, кто без боли и страданий покидает сей мир. Вспомни предсмертные страдания Спасителя. Вспомни страдания святых апостолов, пророков и мучеников. Вспомни о них, вспомни о тысячах неизвестных, каждый день умирающих на больничных койках, и отбрось всякий страх болезни. Жди терпеливо, а если она придёт, прими её, как дар Божий.
О том, как люди умирают. Часто смерть человека бывает похожа на самого человека. То есть, какова его жизнь, такова бывает и его смерть. Как правило, убийца принимает насильственную смерть: кто поднимет меч, от меча и погибнет.
Недавно умер один мой знакомый старый священник. Он не болел, в субботу вечером служил молебен о больных, а наутро, в воскресенье, упокоился. Он всю жизнь был тихим и кротким, такой была и его смерть. Он был великим молитвенником и с молитвой простился с этим миром.
И в твоём случае смерть похожа на человека. Ты описываешь смерть своего кума. Твой кум был неверующим и поносил святыни. Бога не боялся, о душе не заботился. Говоришь, что ничего на свете он не боялся, кроме старого, заброшенного колодца на окраине города. Он часто говорил о нём со страхом и дрожью. Этот колодец словно притягивал его, он часто подходил к нему и заглядывал в его мрачную глубину. А иногда говорил: это колодец будет мне могилой! Что же случилось? Он вдруг пропал из дома; никто не знал, куда он ушёл. Кому-то пришло в голову пойти к колодцу: и там было найдено его мёртвое тело. Народ потом говорил: «Судьба! Так ему было суждено! Он всегда это чувствовал!» Если и судьба, то не от Бога, а по грехам его: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его» (Притч.10,24).
Приведу тебе ещё пример. Один человек утаил чужие деньги и закопал их под липой в своём саду. С тех пор, как он это сделал, он стал бояться той липы. Однажды он взял секиру и решил срубить её, но не успел: в это время на него напали грабители и стали требовать денег. Он не дал денег, и его повесили на той самой липе. И снова подтвердилось слово Божие: «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его».
А ты радуйся о Господе.
Поучения преподобного аввы Дорофея. «Не всякий, делающий что-либо благое, делает это благоугодным Богу. Когда, кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания, тогда это благоугодно Богу. Совершенная же Воля Божия та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но всею силою и всем произволением, подавая так, как будто бы принимает сам, и так благодетельствует, как будто сам принимает благодеяния: тогда исполняется совершенная Воля Божия. Но должно знать и само благо милостыни, саму её благодать – она столь велика, что может прощать и грехи: «грехи твои милостынями искупи» (Дан.4,24). И Сам Господь сказал: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк.6, 36). Не сказал: поститесь, как Отец ваш Небесный постится. Не сказал: будьте нестяжательны, как Отец ваш Небесный нестяжателен. Но что говорит?
– « Будите милосердии, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть», потому что эта добродетель особенно подражает Богу и уподобляет Ему человека. И так всегда должно взирать на эту цель и разумно делать добро: и в цели милостыни есть различие. Иной подаёт милостыню для того, чтобы благословилось поле его, и Бог благословляет его поле, и он достигает своей цели. Другой подаёт милостыню, чтобы спасся его корабль, и Бог спасает его корабль. Иной подаёт её за детей своих, и Бог спасает и хранит детей его. Другой подаёт её для того, чтобы прославиться, и Бог прославляет его. Ибо Бог не отвергает никого, но каждому подаёт то, чего он желает, если только это не вредит душе его. Но все они получили награду свою, и Бог ничего не должен им, потому что они ничего не искали себе у Него, и цель, которая была у них, не имела отношения к их душевной пользе.
Иной подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от будущего мучения — подаёт её для души своей, ради Бога. Однако, и он не таков, как хочет Бог, ибо он ещё находится в состоянии раба, а раб не добровольно исполняет волю господина своего, но боясь быть наказанным. Также и этот подаёт милостыню для того, чтобы избавиться от мучений, и Бог избавляет его от них. Другой подаёт милостыню для того, чтобы получить награду. Он выше первого, но и этот не таков, как хочет Бог, ибо он ещё не находится в состоянии сына, но как наёмник исполняет волю господина своего, чтобы получить от него плату и прибыль.
Ибо тремя образами, как говорит Василий Великий, можем мы делать добро: или делаем доброе, боясь мучений, и тогда мы находимся в состоянии раба; или для того, чтобы получить награду, и тогда мы находимся в состоянии наёмника, или делаем доброе ради самого добра, и тогда находимся на степени сына: ибо сын исполняет волю отца не из страха и не потому, что хочет получить от него награду, но желая угодить ему, почтить и успокоить его. Так и мы должны подавать милостыню ради самого добра, сострадая друг другу, как своим членам, и так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги. Подавать так, как будто бы мы сами получаем. И вот эта и есть разумная милостыня. Никто не может сказать: «Я нищий, мне не из чего подавать милостыню». Ибо если ты не можешь дать столько, сколько богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары богачей. Если и того не имеешь, но имеешь силу, то можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Тогда можешь словом своим утешить брата. Окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: «Слово благо паче даяния». Если же и словом не можешь помочь, то можешь, когда огорчится на тебя брат, оказать ему милость тем, чтобы потерпеть его во время смущения. Когда видишь его искушаемым от общего врага, тогда вместо того, чтобы сказать слово и тем ещё более смутить его, ты можешь промолчать: этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат, помиловать его и простить ему грех его, чтобы и ты получил прощение у Бога. И, таким образом, не имея чем оказать милосердие к телу, милуешь душу его. А какая милость больше помилования души? И, как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу. И потому никто не может сказать, что не может оказать милости, ибо каждый по силе своей и по душевному устроению может милосердствовать. Пусть только каждый постарается то доброе, которое он делает, делать разумно, как тот искусный художник, прочно созидающий дом свой на камне.