Святитель Николай «нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека»

22 мая, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, день памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087), настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве иеромонах Ермоген (Бурыгин), протоиерей Игорь Неродюк, иерей Виталий Беспалко, иерей Антоний Плоский и иерей Илия Горюнов совершили Божественную литургию и водосвятный молебен. Вместе с прихожанами торжественно обошли крестным ходом вокруг храма.

Этот воскресный день Церковь посвятила важному для нас событию земной жизни Спасителя, которое произошло в Самарии, у колодца Иакова (см.: Ин. 4, 5–42).

Из Евангелия апостола Иоанна Богослова мы узнаем, как однажды Иисус Христос, направляясь из Иудеи в Галилею, устал в пути и сел отдохнуть около колодца. В это время к источнику пришла женщина-самарянка, чтобы набрать воды. Тогда Спаситель просит у самарянки дать Ему пить, и таким образом завязывается разговор. Во время этой беседы Господь стремится возвести мысли и чувства своей собеседницы от земного к горнему. Чтобы отверзлись ее духовные очи. Чтобы она увидела, что человек живет не только потребностями своего тела. Что помимо обычной, физической жажды каждый человек, как образ Божий, испытывает и иную, духовную жажду. Он жаждет слова Божия, жаждет истины, общения со своим Создателем!

Господь постепенно открывает перед самарянкой истину, говорит, что Он и есть Тот Человек, Который может дать ей живую воду — воду, утоляющую самую глубокую человеческую жажду. И самарянка не только сама признает во Христе Мессию, но и рассказывает о Нем своим односельчанам. И многие из них с верой припадают ко Христу — Источнику воды живой.

22 мая Церковь также празднует память великого угодника Божия – святителя Николая, чудотворца. Этот святой особо почитается в русском народе. «Нет, наверное, такого православного храма, нет домашнего красного угла, где не было бы его иконы, нет православного человека, хотя бы раз в жизни не обратившего к нему молитвенной просьбы о помощи и заступничестве».

«Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах, — отмечал митрополит Антоний Сурожский. — Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь — все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом».

***

Накануне было совершено всенощное бдение.