Митрополит Марк: Не стоит подкрашивать то, что необходимо капитально отремонтировать

25 февраля, в праздник Иверской иконы Божией Матери, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Иверском храме поселка Октябрьский Михайловского района Рязанской области. На архиерейское богослужение в престольный праздник собралось множество народа.

В этот день Русская Православная Церковь также чтит память святителя Алексия, митрополита Московского. 25 февраля — день Тезоименитства покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И кроме того, в субботу, накануне Прощеного воскресенья, празднуется память Всех преподобных отцев, в подвиге просиявших.

В своем слове к народу митрополит рассказал о значении праздника: «Преподобные отцы, в подвиге просиявшие, являются для нас примером, образцом подвигов — как телесных, так и духовных. Святая Церковь прославляет всех подвижников, носителей духа, которые жили в пустынях, подвизались, питаясь лишь хлебом и водой, а порой в течение многих дней и вовсе не вкушали пищи и даже не пили воды».

«Это особенно трудно на жарком Востоке, — подчеркнул архипастырь, — ведь в пустыне уже сегодня, в это время года, температура достигает, как у нас летом, 20 градусов. И в таких условиях люди подвизались и несли свой подвиг… Но не только это поражает. Подвиги телесные необходимы, без них нельзя. Но самое главное — это подвиги духа: безропотное несение скорбей, послушание и смирение».

«Сегодня Святая Церковь отмечает память удивительной подвижницы и ее отца — преподобных Марии и Евгения. Что же мы знаем об их подвиге, в чем была его особенность?

Один человек, Евгений, овдовев, решил пойти в монастырь — искать христианского подвига. У него была дочь Мария, которая не захотела расставаться с отцом и пошла вместе с ним в монастырь. Поскольку монастырь был мужской, то дочь сделала вид, что она мужчина, и ничем не обнаруживала своего женского естества. Мария, назвавшись Марином, усердно трудилась и молилась вместе со своим отцом и другими иноками…

Прошло время. Скончался отец подвижницы, а ее саму обвинили в том, что она совратила какую-то женщину, и даже принесли в обитель ребенка, якобы прижитого от незаконной связи. Представляете смирение преподобной, которая, будучи женщиной, ничего не сказала клеветникам, не произнесла в ответ ни единого слова! Вместо этого Мария смирилась и стала воспитывать ребенка, которого ей принесли.

Так прошли годы. Все это время все думали, что, вот, живет в обители брат, который согрешил… Закончился земной путь преподобной Марии. И только тогда все точки над «i» были расставлены, только тогда обнаружилось, что она — женщина и не причастна ко греху, в котором ее обвиняли, хотя всю свою подвижническую жизнь провела оклеветанной. Святая взяла на себя особый подвиг, она терпела, смирялась, хотя была совершенно невиновной!

А в нашей жизни, дорогие братья и сестры, сколько случаев, когда мы виновны, когда мы согрешили, и тем не менее мы все стараемся оправдаться. Если мы в чем-то ошиблись, согрешили, то мы говорим: это случилось, потому что кто-то ввел меня в искушение: домашние или родственники, или какие-то злые люди на меня клевещут. И вот получается, что я-то не виноват или не виновата, но злые люди на меня наговаривают, а я хороший, честный человек. Да что там говорить — почти безгрешный!..

Мы не хотим понести даже самого малого — признать свою греховность. Без самооправдания, извинений и обвинения других людей согласиться с тем, что мы грешные люди.

И чаще всего наш метод: лучшая защита — это нападение! Мы обвиняем других людей, оправдывая при этом себя. Мы так поступаем, потому что не хотим сбросить с себя бремя грешного человека. И святые отцы-пустынники показывают нам пример того, как нужно подвизаться, к чему нужно стремиться и как относиться к своей греховности. Говорят нам о том, что не нужно стремиться «закрасить» нашу греховность, как, к примеру, можно закрасить и заштукатурить плесень на стене. Ведь мы знаем, что это бессмысленно, потому что потом, в скором времени, эта плесень снова проступит и штукатурка отпадет.

Не стоит красить место, которое нужно капитально отремонтировать. Мы должны всегда помнить о том, что Господь ждет от нас исправления, перемены, нашего обновления, а не просто какого-то «косметического подхода» к своей душе, когда мы говорим «конечно, я грешен, но все-таки она или он грешнее».

Дай нам Бог и в этой Святой Великой Четыредесятнице следовать спасительным путем святых отцов, матерей, явивших нам пример христианского подвига. Дай нам Бог жить так, иметь такое же смирение, какое имела преподобная Марина и прочие отцы, которых нам сегодня Церковь предлагает в качестве примера, образца для нашего исправления и вразумления», — заключил митрополит.

Также по теме: