Семинар на тему: «Успехи и возможные ошибки в работе сестры милосердия «

15 июля 2009 года по прочтении акафиста Небесному Покровителю Сестричества проходил семинар на тему: «Успехи и возможные ошибки в работе сестры милосердия «. Семинар провёл духовник Сестричества епископ Егорьевский Марк.

На вопрос сестры Евгении: «Правильно ли будет выработать определённую систему духовной работы с больными?» Владыка сказал: «К сожалению, современный человек всё чаще воспринимает себя, как объект внимания c чьей-то стороны. Ему то и дело кто-то и что-то пытается методично навязывать. Вот, едет он по дороге, а вокруг — яркая реклама, — стиль нашей цивилизации, и это уже раздражает. К тому же, люди хорошо осведомлены о деятельности многочисленных сект, когда всё начинается с хороших, добрых слов, а заканчивается вымогательством денег и недвижимости. Вместе с тем, очень важно придерживаться элементарных норм, правил культурного поведения и т.д. Входит например сестра милосердия в больничную палату и не здоровается, обращаясь к больным. Что они после этого могут подумать? — Вот, говорят о высоких вещах, а сами не знают об элементарных нормах поведения, а только занимаются своей пропагандой. Или другой пример. Один малоцерковный мирянин приехал в монастырь, встретил священника, а тот ему сразу предложил исповедаться. Мирянин отказался — неожиданно для него было это предложение, у него потом остался неприятный осадок на душе, мол, что они тут мне пытаются «впарить»! Поэтому надо избегать какой-либо шаблонности в общении с людьми, но при этом, иметь всегда готовность вступить в разговор с человеком. Это — как процесс изучения иностранного языка. Когда я изучал ново — греческий язык, преподаватель требовала выучивания определённых диалогов наизусть. Вместе с тем, не сбивайтесь на шаблоны, подходите к разговору с человеком творчески. Вы спрашиваете, что это значит? — Прежде всего, важно найти одну с человеком тональность общения. Должно быть гармоничное согласие к взаимопониманию. Необходимо исходить из тех понятий, которые человеку близки. Когда мало души, выслушивать людей трудно. Но человек должен почувствовать, что интересен, важен для вас, что вы понимаете то, что его мучает, пытаетесь помочь ему решить его проблемы. Надо искать к человеку дверь или форточку, чтобы войти и обратить его к желанию помощи Божией, к желанию пойти по пути к Богу».
 Сестра Алла: «Нужно ли разговаривать с человеком неверующим или сектантом?»
 Владыка: «Если человек не воспринимает, не надо с ним пытаться говорить. Такому больному надо сказать кратко, но весомо. Бывает, человек лежит в палате и молчит, а начнёт говорить, противоречить вам — окажется более подготовленным и убедительным, чем вы. И вот сестра милосердия уже вовлечена в препирательства, в словопрения. Получается, что она вместо своих непосредственных обязанностей устраивает дебаты. Хорошо ли это? Больница — не место для споров. А, что касается неверующих, то здесь надо всячески избегать категоричности, принимать человека таким, каким он является на данный момент. Если хотите, надо под него подстраиваться, говорить с ним на понятном для него языке. Спрашивает — ответить, но очень просто и доходчиво. Приведу такой пример. Вот спортсмен, который прыгает в высоту, он сначала берет одну высоту, потом постепенно выше и выше. Так и работа с больным. Говоря с ним, «не задирайте планку высоко». Не подготовленный к разговору о вере человек может смутиться и не захотеть вступать с вами в общение.
 Сестра Александра, расскажите, как прошло Ваше дежурство в молитвенной комнате,?»
 Сестра Александра: «Последнее моё дежурство в молитвенной комнате проходило хорошо. Приходили люди, молились, ставили к иконам свечи, заказывали молебны, я с ними беседовала, выясняла степень воцерковлённости, отвечала на вопросы. Родственники тяжелобольной женщины попросили о причащении её, но оказалось, больная уже не в состоянии исповедаться и причаститься, теперь только помолиться о ней возможно».
 Владыка: «Необходимо больше читать духовную литературу, чтобы можно было ссылаться на святых отцов, на то, что говорят в своих проповедях священники. Прямой вопрос — прямой ответ. Надо пользоваться любым случаем или поводом, чтобы пойти на контакт не только с больным человеком, но и с его родственниками, и с медицинским персоналом больницы. Нужно готовиться к разговору с людьми, быть активными, открытыми для диалога. Работа с душами людей — это бездна творческой деятельности. Бог в помощь, сестры!»