4 февраля 2007 года

4 февраля 2007 года клуб продолжал обсуждение темы: «Авраам: какой должна быть вера в Бога?» Встреча началась, как обычно, в 14.00 в приходском доме. В этот раз нас опять было больше 30 человек, но все уместились за столом. О.Георгий слегка запоздал, так как совершал таинство Венчания, но за это время мы успели накрыть чай. Как всегда, были фрукты, печенье, конфеты, пирожные… Вот «отрывок» из начала нашей беседы:

«Для нас представляет интерес опыт веры Авраама. Человек часто задаёт себе вопрос: «Да, я не отрицаю, что есть Бог, но как мне стать верующим? Как открыть для себя Бога, как понять, осознать, что Он существует, Он есть?… В прошлый раз мы ставили вопрос достаточно кардинально, говоря о формуле веры, возможна ли она… Наверное, неправильно говорить о нкаких-то «ингредиентах», которые могут гарантировать появление веры в душе человека, если он ими будет располагать, но можно говорить об условиях, которые надо иметь в душе, чтобы вера открылась человеку». Отец .Георгий обратил внимание присутствовавших на жизнь Авраама до того, как он встретился с Богом. В Библии об этом ничего не говорится, однако Харрис в своем фильме постарался представить, как жил Авраам в Харране. Авраам был трудолюбив, почитает своего отца, любит жену, несмотря на то, что у них нет детей (а ведь для древнего человека это было очень существенным моментом для сохранения брака). Авраам любит справедливость, это наглядно показано в ситуации с Харранским царём, когда он бесстрашно отстаивает права Израильтян платить налог по справедливости. Перед нами человек, который в своей жизни ищет добро, стремится не только находить его в других, но и взращивать в себе.
И вот, на фоне таких качеств души, Авраам ищет Высшей Истины, Того, Кто стоит за этим миром. Его брат рекомендует ему обратиться к тем богам, которых почитает харранский народ, но Авраам говорит ему: «Я с ними говорил, и они меня не слышат…»

Авраам желает, чтобы Бог открылся ему. И вот наступает момент, когда он действительно слышит голос Бога, который к нему обращается и предлагает выйти из семьи отца, из Харрана и пойти на Юг, в Землю, которую Он ему даст…
Даст всему его потомству.  Бог обещает (на библейском языке обещание называется «обетованием»), что « в семени Авраама благословятся все племена земли». И Авраам пошел на юг, в землю, которую Бог должен был ему указать.
Но! Авраам ведь был бездетным, они с женой уже были на склоне лет (немолоды), и, конечно, такое обещание Бога могло быть воспринято как что-то невозможное. И Авраам доверился Богу в том, что Он его не обманет. Очень сомнительно, что Авраам, как человек, принадлежавший своей эпохе, мог ставить вопрос о существовании Бога. Для древнего человека признание сверхъестественной причины появления мира было общераспространенным. В случае Авраама речь идет о вере как верности и доверии. В русском языке, а также и в древнееврейском, слова «вера», «доверие», «верность» — однокоренные. Поэтому, прежде всего, вера Авраама – это его доверие Богу. И это немаловажно, т.к. для языческой культуры, которой принадлежали народы тех времен, не было характерно представление о «доброжелательности» богов по отношению к людям. Человек приносил жертвы, чтобы «задабривать» богов и расположить их к себе, т.к. человек для верховных существ не представлял ценности. А голос Бога обещает Аврааму заботу и покровительство без каких-либо предварительных жертв со стороны Авраама, и Авраам доверяется Богу. Он верит, что Бог его любит и не хочет ему зла….В те времена поверить в такое было сродни подвигу.»

Далее мы пошли в соседнюю комнату, чтобы посмотреть вторую серию фильма Харриса «Авраам». Во второй серии было показано рождение Измаила, Исаака, явление трех Ангелов Аврааму, подвиг верности Авраама Богу… Во время фильма были слышны бурные обсуждения, все остро реагировали на происходящее, особенно, на тот момент, когда Авраам повел своего сына Исаака на гору для жертвоприношения. После просмотра о.Георгий предложил обсудить возникшие вопросы. Все восприняли это с радостью, загорелся спор. Обсуждали и поведение жены Лота, и «пределы» милости Божией, и поступок Сарры в отношении Агари, сопоставляли «прочтение» сказания режиссёром фильма с текстом Библии, высказывали своё мнение о происходившем около четырех тысяч лет назад…
Дискуссия продолжалась и по дороге домой. Ребята разделились на группы, в которых обсуждали эту историю с философской, религиозной, исторической сторон… Никто не остался равнодушным к поднятой теме.




    Молодежный клуб Синаксис